© ComNews
23.11.2016

Сбербанк запустил информационный продукт на основе технологии работы с большим объемом данных (Big Data), который позволит желающим следить за агрегированными данными финансовой активности клиентов банка на сайте финансовой организации. Также Сбербанк планирует использовать эти данные для подготовки исследований на заказ. Банк ВТБ24 планирует запустить аналогичный проект в ближайшем будущем.

Сбербанк запустил решение на основе технологии Big Data, которое позволит в открытом доступе представить агрегированные данные по финансовой активности клиентов банка. Следить за этими данными каждый желающий сможет на сайте Сбербанка. В банке заверили, что персональные данные о клиентах и любая информация, составляющая коммерческую тайну, на сайте публиковаться не будет.

Сбербанк будет на регулярной основе публиковать такие данные, как выручка юридических лиц в разрезе отраслей и регионов, уровень доходов населения (зарплаты, пенсии, стипендии, пособия), склонность к сбережениям и потреблению. Также Сбербанк предоставит в открытом доступе информацию по уровню закредитованности в разных регионах, доли расходов на еду, ЖКХ, транспорт и т.д. В банке обещают, что в дальнейшем список показателей и данных для публикации будет расширяться.

"Сбербанк занимает свыше 40% большинства рынков финансовых услуг в зависимости от региона и продукта, - отметил старший вице-президент Сбербанка Андрей Хлызов. - Мы анализируем данные по 135 млн частных и более 1,5 млн корпоративных клиентов. "Открытые данные" Сбербанка - это информация о значительной части экономических процессов, происходящих в стране. Впервые эти данные становятся доступны всем желающим".

В Сбербанке считают, что такие данные будут интересны бизнес-аналитикам, маркетологам, кредитным аналитикам, риск-менеджерам, студентам и преподавателям (экономистам, политологам и социологам), журналистам, пишущим на экономические и общественно-политические темы, составителям обзоров, отчетов и аналитических записок.

"В целом Сбербанк запустил проект по открытым данным для того, чтобы показать свою заинтересованность и технологическую продвинутость, а еще помочь людям, которые занимаются статистикой, макроэкономикой, найти еще один довольно полный источник данных по различным показателям", - пояснил в беседе с ComNews представитель пресс-службы Сбербанка.

Кроме того, Сбербанк планирует использовать этот массив данных для подготовки исследований на заказ. По словам представителя пресс-службы Сбербанка, вопрос монетизации данного проекта напрямую зависит от спроса рынка на услуги подобного рода. Однако, добавил он, первые пилоты по монетизации уже ведутся.

Проект "Открытые данные" использует существующую ИТ-инфраструктуру банка, в том числе продукты открытого программного обеспечения. Решение на основе технологии Big Data, которое позволяет в открытом доступе представить агрегированные данные по финансовой активности клиентов, было создано внутренними ресурсами Сбербанка.

У банка ВТБ24 в настоящий момент нет решения на основе технологии Big Data, которое позволяет в открытом доступе представить агрегированные данные по финансовой активности клиентов банка. "Однако банк планирует запустить подобный продукт в ближайшем будущем", - отметил в беседе с ComNews член правления, директор банковских и информационных технологий ВТБ24 Сергей Русанов.

В целом ВТБ24 работает с Big Data уже не первый год. "В настоящее время проводится пилотный проект по внедрению Hadoop, нацеленный на дальнейшее расширение работы с Big Data с одновременной оптимизацией затрат", - ранее говорил корреспонденту ComNews вице-президент, директор департамента CRM ВТБ24 Дмитрий Кузякин. По его словам, в целом жизнь современного крупного розничного банка невозможна без технологий работы с большим объемом данных.

Напомним, что в октябре 2016 г. Сбербанк запустил пилотный проект по кредитованию малого бизнеса с использованием Big Data. На основе результатов этого анализа банк будет формировать для клиентов готовые кредитные предложения (см. новость ComNews от 26 октября 2016 г.).

По мнению эксперта группы компаний "Финам" Леонида Делицина, решения на основе Big Data станут для банков инструментом защиты рынка от входящих на него новых игроков - интернет-компаний и сотовых операторов.

"Новые игроки обладают многомиллионной пользовательской базой и узнаваемым брендом. Они будут даже лояльнее к брендам, которые ассоциируют со своими референтными группами, и охотно пойдут на риск ради знакомства с новыми интегрированными услугами", - заметил в беседе с ComNews Леонид Делицин.

Как считает Леонид Делицин, чтобы не уступить им рынок, традиционные финансовые учреждения осваивают инструменты анализа данных о поведении аудитории.

"Банковский сектор остается на передовой цифровой трансформации бизнеса, и текущая рыночная ситуация, с одной стороны, и растущая конкуренция, с другой, заставляют его искать новые подходы к управлению активами, повышению эффективности своей работы и поиску новых точек роста. Безусловно, технологии Big Data - это крайне перспективное направление комплексного анализа самой разнообразной информации, инструмент для проведения многофакторного исследования банковских данных. Применение такого подхода финансовыми организациями призвано решать сразу несколько важных задач: во-первых, оперативно и точно оценивать кредитные риски, не допускать мошеннических действий, ну и, конечно, увеличивать объемы продаж, попадая четко в цель с персонализированными предложениями банковских услуг клиентам", - заключил в разговоре с корреспондентом ComNews представитель пресс-службы группы "Астерос".