Кирилл Седов
Олег Сальманов
07.12.2016

Samsung объявил о намерении заключить мировое соглашение с "Евросетью" по иску о взыскании с ритейлера неустойки на 1,22 млрд руб. Об этом в ходе заседания в Арбитражном суде Москвы 6 декабря заявил представитель вендора, передал "Интерфакс".

Компании обсуждают возможность выплаты "Евросетью" половины заявленной в иске суммы, т. е. 600 млн руб., знает собеседник "Ведомостей", близкий к акционерам "Евросети". Это подтверждает человек, знакомый с менеджерами истца. Вторым условием соглашения может стать возвращение в "Евросеть" устройств вендора, которые ритейлер не продает с лета 2015 г., но до окончательного завершения этих споров еще далеко, дополняет он.

В августе сотрудничество с Samsung уже возобновил один из совладельцев "Евросети" – "Вымпелком": оператор вновь начал продавать устройства от Samsung через интернет-магазин и офисы обслуживания и продаж.

Иск на 1,22 млрд руб. Samsung подал к ритейлеру в октябре 2015 г. Вендор утверждал, что компания "Евросеть-ритейл", управляющая розничной сетью, неоднократно допускала просрочку платежей за поставленную ей продукцию. Претензии касались периода с октября 2012 г. по сентябрь 2015 г., в течение которого Samsung суммарно поставил "Евросети" электронику и ПО примерно на 52 млрд руб., говорилось в иске.

Разбирательство осложнялось тем, что еще за пять месяцев до подачи иска "Евросеть" перестала закупать мобильные устройства Samsung. Торговать устройствами корейского производителя летом 2015 г. одновременно с "Евросетью" перестали "Вымпелком" и "Мегафон" (другой совладелец розничной сети), а также "Связной". Разрыв с Samsung произошел после того, как МТС – владелец самой большой сети салонов связи в России – объявила, что будет продавать смартфоны практически по себестоимости. Такая стратегия была призвана зазвать в салоны больше посетителей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету.

Сотрудники "Евросети", "Связного" и "Вымпелкома" объясняли отказ от Samsung существенным увеличением доли бракованных смартфонов, а человек, близкий к Samsung, – желанием ритейлеров добиться от поставщика более выгодных условий сотрудничества на фоне ценовой войны с МТС. Ссора с Samsung стала одной из причин того, что в первые девять месяцев 2015 г. "Евросеть" недосчиталась 15% выручки (по сравнению с уровнем годом ранее).

Представители Samsung, "Евросети", "Мегафона" и "Вымпелкома" отказались от комментариев.

Радикальных изменений на рынках сотового ритейла и мобильных услуг возвращение Samsung в "Евросеть" не вызовет, но этот шаг будет закономерным и взаимовыгодным, считает гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. "Евросеть" – одна из крупнейших ритейловых сетей, и производителю интересно присутствовать в ее салонах. Ритейлеру же нужна продукция Samsung, который в большинстве сегментов рынка входит в число лидеров по количеству продаваемых устройств. В целом это не первый конфликт, в котором пересекаются интересы операторов, вендоров и розницы, и в конечном итоге они заканчиваются примирением именно потому, что все стороны в этом примирении заинтересованы. Samsung понимает, что в России через одного ритейлера продаваться не очень интересно, а ритейлеры, в свою очередь, понимают, что Samsung – полюбившийся соотечественникам бренд, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.