Новости / декабрь 2016
"Ростелеком" рассчитает голос

© ComNews
09.12.2016

ПАО "Ростелеком" планирует оптимизировать тарифную политику в сегменте голосовой связи благодаря использованию аналитического хранилища данных, строительство которого для оператора недавно завершило петербургская компания АО "Петер-Сервис". Хранилище будет обрабатывать данные из системы интерконнект и классифицировать по ряду параметров. Кроме того, у оператора есть планы внедрить подобное хранилище в других сегментах бизнеса.

Как рассказал представитель "Ростелекома", проект по построению аналитического хранилища стартовал в начале 2015 г. Представитель пресс-службы "Петер-Сервиса" уточнил, что первым этапом стало построение самого аналитического хранилища. Далее компания провела работы по сегментации расходного и доходного трафика, завершившиеся в ноябре 2016 г. По информации "Ростелекома", построение хранилища не потребовало много затрат. Эта система - еще одна часть существующей платформы обработки больших данных "Ростелекома". В качестве инструментов для работы с большими данными "Петер-Сервис" использовал Hadoop Distributed File System (HDFS), Oracle BI и Oracle DataBase. 

Обе компании не раскрывают объем инвестиций в создание аналитического хранилища. Сотрудник "Петер-Сервиса" уточняет, что над проектом работало до 20 специалистов, а сами работы заняли чуть менее двух лет.

По словам представителя "Ростелекома", в хранилище уже присутствуют обработанные данные за год, и они доступны для аналитики. Это данные из системы интерконнект, обработка которых позволит формировать аналитические отчеты, необходимые оператору для принятия ключевых решений по развитию направлений B2B, B2C и B2O в голосовом сегменте. Голосовой трафик, играющий важную роль для "Ростелекома", состоит в том числе из исходящих и входящих вызовов с номеров других операторов. С 2014 г. для взаиморасчетов со сторонними операторами компания использует централизованное решение PETER-SERVICE ITC. Аналитическое хранилище будет обрабатывать данные из этой системы, откуда в хранилище будет поступать более 10 млрд записей в месяц.

"Ростелеком" сейчас переходит на сегментную модель управления. Для этого данные межоператорских расчетов потребовалось разделить на сегменты в соответствии с типом номера абонента. До 2016 г. весь трафик в интерконнекте классифицировался как B2O (business-to-operators). После запуска аналитического хранилища трафик был разбит на сегменты, используемые в общекорпоративном учете "Ростелекома": B2B, B2C, B2O. Это позволило точно оценить маржинальность услуг по каждому из сегментов - как в целом, так и в разрезе регионов и уровней присоединения вызова (местный, междугородный, международный).

"Мы получили удобный инструмент для оценки трафика по множеству параметров, - сообщила директор по работе с операторами связи "Ростелекома" Наталия Крючкова. - Аналитическое хранилище позволит сократить время на подготовку отчетности, облегчит процесс бюджетирования, поможет оптимизировать тарифную политику для международных вызовов и, как следствие, повысит эффективность работы "Ростелекома" с операторами связи". Цель создания хранилища - повышение эффективности бизнеса и наличие дополнительного инструмента оптимизации тарифной политики.

Генеральный директор "Петер-Сервиса" Игорь Горьков отметил, что доходность в голосовом сегменте в последние годы сокращается, и голосовой трафик становится важно анализировать более детально. "Построение аналитических хранилищ все последние годы было в фокусе внимания операторов связи, но особенную актуальность эта задача приобретает на фоне растущего интереса операторов к большим данным, Применение подходов из арсенала Big Data поможет операторам не только лучше контролировать потоки расходов и доходов во внутрисетевом трафике, интерконнекте или роуминге, но и принимать более взвешенные долгосрочные решения по развитию бизнеса в этих направлениях", - сказал он.

По словам представителя пресс-службы "Петер-Сервиса", у компании уже есть опыт по построению подобных хранилищ. Пилотный проект в этой сфере был запущен еще в 2008 г. "Сейчас добавилась возможность, используя инструменты и технологии Big Data, развивать это направление более интенсивно", - уточнил он. Компания отмечает интерес со стороны некоторых российских операторов в запуске подобного проекта с участием "Петер-Сервиса".

Сотрудник "Петер-Сервиса" знает, что из российских операторов похожий проект реализовал "МегаФон". Представитель ПАО "МегаФон" вчера не ответил на запрос ComNews.

Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева сообщила, что хранилище и анализ звонковой и другой информации на основе технологий Big Data  реализован в компании уже более трех лет назад. На основе него  функционирует не только оперативная отчетность, но и формирование персональных предложений нашим клиентам, в зависимости от профиля использования ими услуг.

Tele2 в качестве аналитической платформы для Big Data внедрил и активно развивает корпоративное хранилище данных (EDW). Как отметила пресс-секретарь оператора Ольга Галушина, используемые технологии массивно-параллельной обработки данных позволяют проводить детальный анализ трафика и эффективно работать с большими данными.

Представитель "Ростелекома" отдельно отметил, что оператор планирует внедрять подобное аналитическое хранилище и в других сегментах бизнеса, не связанных с голосовым трафиком.