© ComNews
13.12.2016

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подала документы в Минюст, чтобы зарегистрировать себя как саморегулируемую организацию (СРО) в сфере интернет-торговли. СРО будет защищать интересы потребителей перед недобросовестными интернет-магазинами, в частности, компенсировать убытки, которые понес покупатель. Для этого в АКИТ будет создан фонд, куда каждый из членов ассоциации будет перечислять ежегодно по 700 тыс. руб. АКИТ считает задачей СРО защиту прав потребителей и укрепление имиджа интернет-торговли в России.

О подготовке к регистрации АКИТ как СРО журналистам рассказал президент ассоциации Алексей Федоров. Решение работать по модели СРО ассоциация приняла на общем собрании членов 21 сентября этого года. "Документы поданы в Минюст. Надеюсь, в январе - начале февраля мы узнаем что же СРО АКИТ может на рынке", - ответил он на вопрос корреспондента ComNews. АКИТ будет работать в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 (ФЗ-315).

По данным АКИТ, за последние три года оборот рынка e-commerce почти удвоился, в 2015 г. достигнув отметки в 1,4 трлн руб. (736 млрд руб. - в 2012 г.). К концу 2016 г. рынок может вырасти на 5,3% по отношению к показателям 2015 г. "Объемы продаж растут. Но растут и проблемы, связанные с конфликтами между покупателями и продавцами. А темпы роста e-commerce напрямую зависят от того, насколько защищены права потребителей, насколько они уверены в том, что в Интернете они могут покупать безопасно", - подчеркнул cоветник президента РФ и председатель совета Института развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко. По его словам, любое движение в сторону защиты прав потребителей будет приводить к росту рынка электронной торговли, которая является двигателем экономики всего Рунета.

В сентябре-октябре ИРИ провел опрос более 2 тыс. представителей интернет-магазинов и выяснил, что потребитель, при возникновении претензии к онлайн-ритейлеру и невозможности разрешить спор с продавцом, идет в суд общей юрисдикции. Ежемесячно в каждый онлайн-магазин поступает около 50 жалоб, при этом каждая 15-я доходит до суда. 58% опрошенных считают такой механизм урегулирования конфликтов неэффективным. 94% респондентов утверждают, что нужен онлайн-механизм решения споров. А 62% опрошенных уверены, что создание саморегулирующей организации в этом случае крайне важно. Будучи уверенным, что их спор будет решен, покупатели реже будут наотрез отказываться от покупок в интернет-магазинах.

"Предпосылки для создания СРО в области интернет-ритейла очевидны: сегодня у государства отсутствуют эффективные механизмы регулирования рынка, в то же время количество недобросовестных игроков растет в геометрической прогрессии - в том числе нелегальная торговая деятельность в мессенджерах, предложения купить дешевле "за наличку", - рассказал Алексей Федоров. Причем он уверен, что сама отрасль сможет быть лучшим регулятором.

На первом этапе в СРО войдут 25 самых крупных членов АКИТ. В ассоциации будет создан фонд, из средств которого АКИТ намерена компенсировать потребителям все потери из-за обращения в недобросовестные интернет-магазины. По словам Алексея Федорова, участники СРО будут ежегодно вносить около 700 тыс. руб. в фонд, из собранной суммы АКИТ будет выплачивать компенсации потребителям. Причем СРО готова выполнять функции досудебного регулятора, чтобы сократить количество жалоб, доводимых до суда. АКИТ также выступает за создание третейских судов.

Среди задач СРО Алексей Федоров выделяет защиту прав потребителей. В частности, АКИТ уже принимает и готова в дальнейшем принимать жалобы от потребителей, которые звонят в ассоциацию по горячей линии. Колл-центр организован силами Общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ), с которой сотрудничает АКИТ.

Среди других задач СРО - выявление контрафакта, досудебная блокировка недобросовестных интернет-ресурсов. Алексей Федоров считает нужным обязать интернет-магазины создавать на сайтах "уголок потребителя", который уже давно есть в офлайн-магазинах. По его замыслу, в правом нижнем углу каждого сайта должна находиться микроразметка с реквизитами и контактами компании-продавца. Кроме того, одной из задач СРО станет и создание специальной нормативной базы. В планах АКИТ - разработка кодекса этики, ГОСТ по интернет-торговле и др.

Как отметил представитель пресс-службы "М.Видео", создание СРО в сфере интернет-торговли позволит более оперативно и прозрачно разрешать спорные вопросы при онлайн-покупках, минимизировать продажи поддельных и нелегально ввезенных товаров, защитить права покупателей. "Все это положительно скажется на интересе россиян к покупкам онлайн в российской рознице. "М.Видео" поддерживает инициативу АКИТ и готова делиться своими наработками в сфере клиентского сервиса со всеми участниками рынка", - отметил он. Сотрудник "М.Видео" уточнил, что сеть проводит проверку по каждому обращению пользователя и, как правило, выносит решение в пользу клиента.

Другие опрошенные ComNews онлайн-ритейлеры отказались от комментариев.