Анастасия Голицына
14.12.2016

Ограничение иностранного участия на рынке онлайн-кинотеатров однозначно приведет к сокращению продавцов на этом рынке, заявила начальник управления регулирования связи и IT Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Заева на обсуждении этого документа в комитете Госдумы по информполитике.

ФАС, по ее словам, не призывает отказаться от этой нормы, если речь идет о национальной безопасности, но призывает депутатов определиться, важна ли для страны конкуренция на этом рынке. "С одной стороны, мы пишем разные дорожные карты о привлечении в страну иностранных инвестиций, а другой рукой, получается, вводим нормы, которые эти инвестиции ограничивают", - объясняет Заева.

 "Кроме того, самое востребованное видео – это пользовательский контент, а мы на него ограничения не распространяем. Тот же видеосервис Youtube абсолютно неподконтролен, о какой национальной безопасности можно говорить", - удивляется Заева.

Речь идет о законопроекте, разработанном Медиа-коммуникационным союзом (МКС). В эту организацию входят крупнейшие операторы связи и медиахолдинги – "Газпром-медиа", "Национальная медиа группа" (НМГ), "CTC медиа", "Цифровое телевидение" ("дочка" ВГТРК и "Ростелекома"). Одна из основных идей законопроекта – ограничить иностранное владение видеосервисами, работающими в России: иностранцы смогут владеть не более чем 20% таких компаний.

В последней версии документа, внесенной в Госдуму депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым, для этого ограничения сделаны исключения: оно не будет распространяться на стратегические компании, на объекты международных соглашений или тех, кому специальное разрешение выдала правительственная комиссия по иностранным инвестициям. По словам Заевой, чтобы механизм с комиссией заработал, придется править соответствующий закон, так как сейчас комиссия лишь одобряет сделки, а не выдает разрешения на ведение деятельности в России.

Но в целом наличие исключений из законы непонятно, говорит Заева: если закон принимается, его требования должны распространяться на всех игроков рынка. В текущей версии проекта из-под действия закона выведены сервисы с пользовательским контентом – например, Youtube и "В контакте".

Депутат Андрей Луговой объяснил введение ограничений иностранного владения для онлайн-кинотеатров вопросами национальной и экономической безопасности страны. Чем государству мешают иностранцы, владеющие такими проектами, он четко объяснить не смог. Он сообщил лишь, что они влияют на общественное мнение: например, реклама, которая там размещается, "может иметь разную направленность". В ответ на это директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин сообщил, что легальные кинотеатры размещают рекламу только от официальных селлеров – Gazprom-Media Digital и IMHO Vi. Директор департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина добавила, что такие сервисы могут влиять на выбор пользователя тем, какой именно контент они размещают на главной странице сайта.

"Мы пытаемся сейчас регулировать область, которая еще не построена. Если мы ее зарегулируем слишком рано, то мы ее и не построим", - заявила управляющий партнер Baring Vostok Елена Ивашенцева. "Baring Vostok, по ее словам, за последние пять лет инвестировал в онлайн-кинотеатр Ivi.ru $100 млн, и сейчас эти деньги попадают под ограничение". Рынок онлайн-кинотеатров – очень рискованная область для инвестиций, все сервисы еще убыточны и инвестировать в них соглашаются только иностранные инвесторы, продолжает Ивашенцева. Никто из членов МКС, авторов проекта, не не вкладывал деньги в этот рынок. Хотя все они вместо ввода ограничений могли бы сами создать национального игрока, добавляет она. По ее мнению, государству следует найти механизм, который бы способствовал росту российских бизнесов в этом сегменте, особенно в ситуации, когда найти инвестиции на развитие так сложно. Иначе рынок останется в руках крупнейших продавцов контента – Google и Apple, для которых этот законопроект создает привилегированные условия.

Руководитель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин предложил создать при комитете рабочую группу и там решить, имеет ли этот законопроект право на существование.