Новости / январь 2017
Беспилотники испытают Подмосковьем

© ComNews
24.01.2017

Транспортная компании Traft (ООО "Трафт") совместно с Росавтодором в мае планирует начать испытания российских и зарубежных программно-аппаратных комплексов для беспилотного управления, а в августе осуществить первый коммерческий рейс беспилотным грузовиком из своего автопарка. Компания на собственные средства построила полигон в Подмосковье, который позволяет проводить тестирование беспилотных автомобилей, создавая эффект непредсказуемой дорожной обстановки. С августа Traft будет предоставлять полигон и другим автопроизводителям, занимающимся разработкой и тестированием беспилотников, - ПАО "КамАЗ", ООО "Волгабас" (VolgaBus) и др.

Как рассказал ComNews исполнительный директор Traft Артур Мурадян, специализированный полигон для беспилотных грузовиков построен на базе логистического складского комплекса "Шахово" в районе одноименной деревни в Домодедовском районе Подмосковья. Строителем выступил девелоперский холдинг TIS. Обустройство полигона заняло примерно семь недель. Размер вложений в этот проект компания не раскрывает. 

Полигон пока предназначен для тестирования грузовиков самой компании Traft, однако с августа 2017 г. полигон сможет принять и других автопроизводителей, занимающихся разработкой и тестированием беспилотников. Компания отправила соответствующие приглашения в ООО "Волгабас" (Volgabus ), ПАО "КамАЗ", а также в ПАО "Соллерс" (Sollers) и российское представительство Volvo.

Главной особенностью полигона в Шахово стала возможность изменять ландшафт площадки для тестов, чтобы создавать беспилотнику эффект непредсказуемой дорожной обстановки, как это бывает в реальной жизни. Например, в дорожном полотне открываются специальные люки и полости, имитирующие ямы, выбоины и колеи, дорожные знаки затемняются с разной степенью интенсивности, создавая эффект плохой видимости. По мнению представителей Traft, только в таких условиях тестирование беспилотника будет объективным.

Среди зон, которыми оборудован полигон в Шахово, - длинная разгонная полоса с тремя видами дорожного полотна (новый асфальт с четкой разметкой, покрытие средней степени потертости с колеями, покрытие высокой степени потертости, переходящее местами в насыпь и плиты с необработанными швами и ямами) заправочная станция, проезд шлагбаумов, КПП, переездов, досмотровых ям, въезд на эстакаду, экстренное торможение на скорости 20/40/60/80 км/ч при загрузке фуры на 5%, 25%, 50% и 100%.

По словам Артура Мурадяна, компании был нужен собственный полигон, так как существующие не подходили. "Миниатюрная площадка в Ногинске не обладает должной инфраструктурой для тестирования грузовиков по методикам, разработанным в организации, а полигон в Набережных Челнах, на котором тестирование проводит "КамАЗ, расположен слишком далеко, и перевозить туда из Москвы беспилотные грузовики слишком дорого", - отметили в компании.

"Тестирование на полигоне в Шахово еще не началось, - рассказал Артур Мурадян. - Мы создавали площадку изначально для себя, для тестирования того беспилотника, который получим, когда на собственную фуру из автопарка Traft установим одно из существующих аппаратно-технических и ИТ-решений, предлагаемых российскими и западными автопроизводителями и технологическими компаниями. Для отбора лучшего решения по беспилотному автомобилестроению в декабре 2016 г. мы объявили специальный конкурс". Согласно техническому заданию, ИТ- и аппаратно-техническое решения должны иметь обязательные компоненты дополнительных систем помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance System), а именно: системы торможения транспортных средств, способные самостоятельно замедлять или останавливать грузовик при приближении к препятствию (AEBS - Advanced Emergency Braking System или AEB - Autonomous Eergency Braking); системы контроля за пересечением разделительной полосы (LDWS - Lane Departure Warning Systems); системы удержания в полосе ( LAS -Lane-keep Assist System); системы контроля слепых зон (BSAS - Blind Spot Assist Sensor) и др. На конкурс уже подано 11 заявок от крупных производителей и небольших частных инженерных групп. Результаты конкурса станут известны до конца марта.

Если внедрение аппаратного комплекса и ПО, отобранных по итогам конкурса, не повлечет за собой незапланированного увеличения сроков подготовки грузового автомобиля, то тестирование беспилотных грузовиков Traft планирует начать в мае, а закончить к августу 2017 г. Испытания грузовиков с автопилотом на полигоне в Шахово будут включены в программу мероприятий Росавтодора в рамках национального проекта "Караван". В ближайших планах Traft - запуск сезонного движения беспилотных грузовиков между Москвой и Краснодаром в летний период. Кроме того, для проезда автомобилей с автопилотом федеральные дорожники ведут подготовку участка трассы М-7 "Волга" (Казань - Набережные Челны), который будет готов в 2018 г.

Ранее глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт на встрече с представителями рынка грузоперевозок говорил, что, по прогнозам аналитиков, к 2020 г. по всему миру будет насчитываться более 10 млн беспилотных транспортных средств. К этому времени основные федеральные дороги в России также будут готовы для проезда такого транспорта.

Однако российское законодательство пока не позволяет тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования. Как напомнил Артур Мурадян, одна только Венская конвенция о дорожном движении 1968 г. запрещает эксплуатировать автомобиль без человека в кабине. Более того, нет нормативов на уровне ПДД, УК и ГК РФ. "Однако есть законные способы приступить к тестированию, пока законодатели не примут все необходимые рамочные законы. В беспилотный грузовик мы планируем посадить оператора - человека, который не будет постоянно держать ноги на педалях, а руки на руле, но который будет постоянно контролировать ситуацию, чтобы в любой момент взять управление на себя", - пояснил Артур Мурадян.

"Кроме того, сами грузовики можно на трассе пустить организованной колонной по три-четыре фуры, выставить им интервал в 7-10 м. Нарушать строй такой колонны по существующим правилам ПДД нельзя. Эти действия помогут сохранить безопасность для всех участников дорожного движения и легальность тестирования", - полагает он.