главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
29.12.2016

Уходящий 2016 год принес две новости: плохую и хорошую. Плохая заключается в том, что телекоммуникационный рынок как отдельный сектор экономики де-факто прекратил существование. Его главный локомотив – ​сотовая связь – ​затормозил на полном ходу: в России уровень проникновения мобильных коммуникаций уже давно превысил 100 %, а в 2016 году (по данным Международного союза электросвязи) этот показатель и в мировом масштабе достиг 99,7 %. То, что все крупные российские операторы мобильной связи в 2016 году зафиксировали падение рублевой выручки, красноречиво говорит о состоянии сотового рынка, которое можно описать фразой "Стоп, машина!". Абонентские базы фиксированного интернет-доступа и платного ТВ еще не достигли 100 %, но и в этих сегментах годовые темпы роста составляют считаные проценты. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, ведь в каждом сегменте телеком-рынка РФ присутствует не менее четырех конкурентов, причем их доходы и стоимость все больше размывают мессенджеры, онлайн-кинотеатры и другие ОТТ-сервисы.

Но есть и хорошая новость, с лихвой перекрывающая плохую. В каждом секторе экономики информационные технологии и коммуникации становятся центром бизнеса, его сутью и основой. В нефтегазовой сфере среди наиболее горячих тем – ​цифровое месторождение, в электроэнергетике – ​умные сети и умные счетчики, в промышленности – ​"Индустрия 4.0" и цифровой завод, в перевозках – ​цифровая железная дорога и интеллектуальные транспортные системы, в банковском секторе – ​блокчейн, криптовалюта, мобильный эквайринг, электронные платежи, в муниципальном управлении – ​умный город, в здравоохранении – ​телемедицина. Список можно продолжать почти бесконечно. Для того чтобы все эти идеи превратились из концепций в повседневную практику, требуются миллиарды подключенных к сетям связи датчиков и сенсоров (Интернет вещей), когнитивные сети связи, облачные технологии, работа с большими данными, прогностическая аналитика и повсеместная цифровизация.

Эта массовая цифровая трансформация, которую на наших глазах проходят все вертикальные рынки, открывает для ИКТ-компаний невиданные доселе перспективы. ИТ и телеком имеют все шансы превратиться из вертикальной отрасли в горизонталь, лежащую поверх всех других отраслей экономики, словно антаблемент в античном храме. Цифровая трансформация невозможна без информационных технологий, а сбор и передача гигантских массивов данных требуют телекоммуникационной инфраструктуры. Но связистам придется трансформировать свое сознание, чтобы закрепиться в этом новом светлом мире.

Операторы связи преуспели в создании и продвижении услуг, единых для всех типов потребителей: и нефтянику, и фермеру, и медику, и чиновнику, и частному пользователю они умело предлагают голосовую сотовую связь, фиксированный и мобильный интернет-доступ, платное ТВ и видеоконтент. Работа с вертикальными рынками требует специализации, ведь на каждом из них используются уникальные объекты, а значит, и типы данных, которые предъявляют особые требования к их сбору, передаче, обработке, хранению и обратной реакции. Скажем, для работы беспилотного автомобиля на первом месте стоит минимальная задержка в передаче сигнала и резервирование (иначе неминуемо столкновение), для датчиков на контейнерах – ​глобальный охват сети сбора телеметрических данных, для финансовых транзакций – ​защищенность передаваемой информации, а для электронной карты пациента – ​продолжительный срок хранения и, при путешествиях, онлайн-перевод на любой язык. Создавать десятки и сотни ИКТ-решений для различных секторов рынка и вариантов использования – ​дело непростое, но только это умение способно вдохнуть новую жизнь в операторские компании и вернуть им привлекательность в глазах инвесторов.

Проторенного пути здесь пока нет, зато и успех у операторских компаний, которые не побоятся пойти по целине первыми, может быть оглушительным. Скорее всего, операторам имеет смысл выбрать для внутренней разработки специализированных ИКТ-решений три-пять фокусных рынков или даже вариантов применения, а остальные сотни продуктов создавать в партнерстве со сторонними сервис-провайдерами или организовать вокруг себя экосистему, наподобие тех, что построили Apple и Google вокруг операционных систем iOS и Android.

Промедление на этом пути смерти подобно: телекоммуникационные компании, которые не захотят или не смогут ничего предпринять, окончательно превратятся в трубу для передачи данных от чужих приложений и индустриальных решений, а в конечном счете будут скуплены интернет-компаниями, заинтересованными в инфраструктуре для передачи контента. Какими капиталами они способны распоряжаться, в прошлом году показал Facebook, поглотивший за $21,8 млрд мессенджер WhatsApp, а в 2016 году – ​Microsoft, в начале декабря закрывший сделку по приобретению социальной сети LinkedIn за $26,2 млрд.

2017 год пройдет под знаком массовой цифровой трансформации, и журнал "Стандарт" также претерпит позитивные изменения: в дизайне, контенте, кроме того у нас появится мобильное приложение. С наступающим годом трансформации!

Журнал "Стандарт" № 12 (167), декабрь 2016