© ComNews
07.02.2017

Российские компании, специализирующиеся на разработке и создании решений для корпоративных сетей связи (контакт-центры, видеоконференцсвязь), прогнозируют, что на фоне новостей о процедуре финансового оздоровления, начатой американской Avaya Inc., они смогут дополнительно увеличить долю на российском рынке. В Avaya Inc. заявляют, что компания работает в России в штатном режиме и продолжает поддержку клиентов. Российские партнеры вендора отмечают, что их сотрудничество с Avaya никак не изменилось.

Напомним, один из крупных мировых поставщиков решений в области защищенных систем IP-телефонии и корпоративных коммуникаций Avaya Inc. 19 января опубликовал заявление о запуске процедуры по реструктуризации финансовых обязательств. Это не предусматривает ликвидацию компании, а позволяет провести финансовое оздоровление деятельности Avaya, учитывая интересы кредиторов. Процедура реорганизации не проводится в отношении дочерних компаний, зарегистрированных за пределами США, в том числе отвечающих за бизнес в России и странах СНГ. Таким образом, как сообщил корреспонденту ComNews генеральный директор Avaya в России и СНГ Александр Пархоменко, это не повлияет на деятельность компании в России.

По его словам, Avaya продолжает поддержку всех клиентов и инвестирует в развитие технологий. "Деятельность компании ведется в штатном режиме, - заявил Александр Пархоменко. - Мы гарантируем полную поддержку уже инсталлированных решений и новых проектов на всем протяжении программы жизненного цикла решений Avaya и в полном соответствии с имеющимися договорными обязательствами". Александр Пархоменко также выразил благодарность заказчикам и бизнес-партнерам за поддержку и за спокойную и взвешенную реакцию на происходящие в компании процессы.

Тем временем игроки рынка решений для корпоративных сетей связи (контакт-центры и ВКС) следят за развитием ситуации с Avaya. "После этой новости мы прогнозируем дополнительное увеличение доли Naumen на российском рынке, в первую очередь за счет финансового сектора, так как крупным компаниям данного сегмента требуется максимально хэджировать риски. Кроме того, многие продукты американского гиганта уже устарели и не все новинки имеют совместимость с прошлыми реализациями - это тоже лишний повод задуматься о смене платформы", - говорит директор по развитию бизнеса контактных центров в России и странах СНГ компании Naumen, а также вице-президент Национальной ассоциации контакт-центров (NACC) Алексей Садовский.

По его словам, за 2015-2016 гг. компания провела замену платформы Avaya у нескольких крупных клиентов, в том числе в группе компаний "ИнтерРАО". Сейчас, в I квартале 2017 г., у Naumen на подписании два контракта, где клиенты осознанно уходят от решений Avaya. "Причем мы конкурировали с другими западными решениями за право сменить платформу. В итоге, выбирая нас, эти клиенты уходят от санкционных и валютных рисков и получают мощную омниканальную платформу, зрелость которой признают и российские эксперты, и западные, например Gartner", - заверил он.

Директор по развитию бизнеса компании - разработчика оборудования для видеоконференцсвязи (ВКС) TrueConf Дмитрий Одинцов сообщил, что не первый год наблюдает тенденцию перехода бывших заказчиков Avaya на решения TrueConf. "Одной из основных причин такой миграции является возможность интегрировать приобретенное ранее оборудование с TrueConf Server. На выбор заказчиков влияет то, что современные программные ВКС-системы, на данном этапе развития, значительно превосходят решения от Avaya не только по качеству звука и видео, но и по набору возможностей", - отметил он.

"Хотя Avaya и находится в непростой ситуации, иск о банкротстве еще не означает ее уход с рынка. Что касается российского рынка объединенных коммуникаций, то здесь у Avaya не было того количества заказчиков ВКС, чтобы ее уход мог кардинально изменить ситуацию", - считает Дмитрий Одинцов.

По словам представителя российской компании Spirit (разработчик программного продукта VideoMost), Spirit в течение последних нескольких лет на равных конкурирует с поставщиками аппаратных систем видеоконференцсвязи, в частности таких как Avaya. "Теперь нам, как и другим игрокам рынка, предоставлена возможность побороться за ту долю, которой владела Avaya. Что касается российского рынка ВКС, то здесь доля Avaya была не столь существенна, поэтому ожидать значительного перераспределения игроков рынка ВКС России не стоит", - отметил представитель компании.

Пресс-служба поставщика решений для HD -видеоконференций, голосовых конференций и телеприсутствия Polycom по корпоративной политике не комментирует действия конкурентов.

Согласно рейтингу TAdviser, опубликованному летом 2016 г., лидером российского рынка видеоконференцсвязи (ВКС) является компания Polycom. Места в первой девятке компаний распределились следующим образом: вторую строчку заняла компания Cisco, следом идут Spirit DSP, Huawei, Avaya, Mind, TrueConf, Microsoft Skype и Lifesize. По данным IDC за первое полугодие 2016 г., лидерами мирового рынка ВКС являются Cisco и Polycom. К категории крупных игроков эксперты относят Vidyo, Huawei, Avaya, Lifesize, Google, Pexip, Starleaf, Logitech и ZTE.

Партнеры Avaya в России заявили ComNews, что продолжают сотрудничество с вендором. "Отношения с Avaya продолжаются в прежнем режиме. Оказывается вся необходимая поддержка как по уже внедренным проектам, так и по тем, которые идут. Мы уверены, что компания в скором времени решит проблемы", - сообщила руководитель пресс-службы ГК "Техносерв" Екатерина Андреева. Управляющий директор компании "РАССЭ" (ГК "Ай-Теко") Константин Парфенов подтвердил, что не подвергает партнерские отношения с вендором сомнениям и ревизии. "При этом решение о закупке оборудования все равно принимается заказчиком. Очевидно, что если произойдет изменение собственника, это отразится и на российском офисе Avaya", - отметил он.

Как заявил руководитель направления голосовых решений компании КРОК Сергей Малиновский, несмотря на временные финансовые трудности компания Avaya остается мировым поставщиком современных телекоммуникационных ИТ-решений. "Последние новости никак не повлияли на взаимодействие КРОК и Avaya. Как и прежде, мы продолжаем сотрудничать, совместными усилиями прорабатывая новые проектные активности. Техническая поддержка заказчиков и партнеров со стороны вендора осуществляется без сбоев, сроки поставок оборудования выдерживаются в полном объеме", - отметил он. В 2017 г. КРОК также ожидает плодотворного сотрудничества и выхода новых продуктов Avaya.

По словам заместителя технического директора ООО "Ланит-Интеграция" (входит в ГК "Ланит") Алексея Пантелеева, взаимодействие компании с Avaya никак не изменилось. "Очевидно, что огромная инсталлированная база, тысячи клиентов по всему миру, технологии и патенты, которые стоят за компанией Avaya, - это бизнес, который просто так никуда не денется, - отметил он. - Тем не менее информация о предстоящей реструктуризации  вызывает вопросы о будущем компании и бренда. Для нас само слово "банкротство" ассоциируется с крахом и невозможностью оптимизировать налоговую нагрузку". Однако, по словам Алексея Пантелеева, не стоит забывать, что Avaya до настоящего времени демонстрировала рост бизнеса, расширение клиентской базы и шла в ногу с развитием современных технологий. 

Руководитель отдела поддержки продаж управления "Телефония и контакт-центры" группы "Астерос" Виталий Соломатин рассказал, что компания также продолжает сотрудничество. "Надеемся, текущая ситуация с глобальной Avaya носит формальный характер", - отметил он. В 2016 г. "Астерос" продемонстрировал высокий уровень выручки по продуктовому направлению и сервисному обслуживанию решений вендора, несмотря на кризисную ситуацию в отечественной ИТ-отрасли и вдвое возросшие требования по обороту. "За I квартал 2017 финансового года - октябрь 2016 г. - декабрь 2016 г. - мы уже выполнили более половины годовой цели по обороту", - говорит он.

По итогам 2016 г. компания КРОК реализовала более 50 комплексных проектов по построению, модернизации и технической поддержке телекоммуникационной инфраструктуры с использованием продуктов Avaya в интересах крупных российских и зарубежных банков, ретейлеров, предприятий металлургической промышленности и нефтегазовой сферы, мировых производителей продуктов питания и др. Накануне компания получила статус бриллиантового партнера Avaya, подтверждающий высокий уровень квалификации специалистов системного интегратора.

По оценке аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, Avaya широко представлена на российском рынке в сегментах решений для контакт-центров, для ВКС и разного рода профессиональных сервисов. "В последние годы рост выручки в России заметно опережал среднерыночные, - говорит эксперт. - Вряд ли иск о банкротстве с защитой от кредиторов приведет к переделу национального рынка. Скорее всего, компания проведет реструктуризацию и получит доступ к новым заимствованиям, что позволит почти не потерять как вендоров, так и клиентов".

Досье ComNews

Компания Avaya образовалась в 2000 г. в результате отделения от компании Lucent Technologies подразделения корпоративных сетей связи. По заявлению Avaya, основной причиной для запуска процедуры реструктуризации финансовых обязательств (в соответствии с разделом 11 Кодекса США о банкротстве)  является долгосрочная долговая нагрузка на компанию. В течение более чем 10 лет компания выступала как производитель оборудования. Реструктуризация компании является необходимым шагом на пути трансформации компании и смещения ее фокуса на разработку ПО и оказание услуг. Как следует из заявления Avaya, компания продолжает оставаться прибыльной. По итогам 2016 финансового года, закончившегося 30 сентября, скорректированный показатель EBITDA составил 25,4%, а валовая рентабельность - 60,6%.