© ComNews
17.02.2017

За IV квартал прошлого года чистая прибыль интернет-компании "Яндекс" по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. снизилась на 57%, до 1,2 млрд руб. Тем не менее, по мнению экспертов, "Яндекс" продемонстрировал хорошие результаты по ключевым показателям. Кроме того, после объявления результатов деятельности на предторговой сессии американской биржи NASDAQ котировки акций "Яндекса" продемонстрировали рост в пределах 2%.   

За IV квартал прошлого года консолидированная выручка "Яндекса" по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. выросла на 22% и составила 22,1 млрд руб. Общая выручка "Яндекса" от продажи интернет-рекламы (включает в себя доходы от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах "Яндекса" и в его рекламной сети) за IV квартал прошлого года составила 21 млрд руб., что на 20% больше, чем за аналогичный период 2015 г.  Показатель прочих доходов компании за отчетный период вырос на 93% и составил 1,1 млрд руб.  

Чистая прибыль компании за IV квартал прошлого года снизилась на 57%, до 1,2 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль (представляет чистую прибыль, к которой прибавлены или вычтены ряд показателей, и она не является общепринятым показателем GAAP) за отчетный период снизилась на 11% и составила 3,2 млрд руб., скорректированный показатель EBITDA вырос на 2% и достиг 6,7 млрд руб. Показатель операционной прибыли "Яндекса" за IV квартал прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличился на 22%, до 3,3 млрд руб.

Консолидированная выручка "Яндекса" за весь 2016 г. выросла на 27%, до 75,9 млрд руб. Общая выручка компании от продажи интернет-рекламы составила 72,5 млрд руб., что на 25% больше, чем за 2015 г. Показатель прочих доходов "Яндекса" за 2016 г. увеличился на 112%, до 3,3 млрд руб.

За 2016 г. чистая прибыль "Яндекса" составила 6,8 млрд руб., что на 30% меньше по сравнению с 2015 г. Показатель скорректированной чистой прибыли, наоборот, увеличился на 16% и составил 14,1 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA "Яндекса" за 2016 г. вырос на 25%, до 26,1 млрд руб. Показатель операционной прибыли за прошлый год по сравнению с 2015 г. вырос на 34% и составил 12,8 млрд руб.

Объем денежных средств, депозитов и вложений в долговые ценные бумаги на 31 декабря 2016 г. составил 63 млрд руб.

"Благодаря улучшению макроэкономической ситуации и тому, что мы постоянно развиваем наши технологии, выручка "Яндекса" выросла в 2016 г. на 27%, - отметил руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож. - Наши глубокие познания и опыт в области машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют нам добиваться значительных успехов в развитии рекламных технологий и улучшать сервисы для наших пользователей".

"Мы довольны, что на фоне прекрасных показателей предыдущего года добились в IV квартале значительного роста выручки, - заявил генеральный директор "Яндекса" в России Александр Шульгин. - Особенно успешен был сервис "Яндекс.Такси": благодаря выходу на новые рынки и развитию технологической инфраструктуры количество поездок в декабре 2016 г. выросло по сравнению с декабрем 2015 г. на 452%. Мы видим большие перспективы развития "Яндекс.Такси", "Яндекс.Маркета" и сервисов объявлений и будем продолжать вкладывать средства в их рост в 2017 г.".

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко сказал корреспонденту ComNews, что "Яндекс" оправдал его ожидания по динамике выручки. "Компания сохраняет долю рынка в поисковых сервисах выше 55%. Возможно, что в этом году она будет расти за счет сокращения активности Google и других игроков на фоне административных и налоговых ограничений, - заметил Георгий Ващенко. - Также "Яндекс" сохранил высокий уровень рентабельности, на уровне 35% по EBITDA и 18% по чистой прибыли".  

По его словам, после объявления результатов деятельности на предторговой сессии американской биржи NASDAQ котировки акций "Яндекса" продемонстрировали рост в пределах 2%.

Как заявил аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын, "Яндекс" показал хорошие ключевые показатели. "Однако есть еще другие, может быть, и не ключевые, но настораживающие. Например, компания сообщает, что количество поисковых запросов выросло на 3%, а доля на российском поисковом рынке составила в среднем 55,4%, по данным LiveInternet. Однако не сообщает, что, по данным того же счетчика LiveInternet, ее доля в поисковых запросах, сделанных с помощью мобильных устройств, за год снизилась с 45% до 40%. А доля Google за тот же период выросла с 55% до 60%. В итоге Google обслуживает в полтора раза больше мобильных поисковых запросов", - отметил в беседе с ComNews Леонид Делицын.

Он заметил, что руководители "Яндекса", восторгаясь ключевыми показателями, не обсуждают, что станет в следующем году. "Доля Google вырастет до 65%, а "Яндекса" - снизится до 35% и станет уже не в полтора, а в два раза меньше, чем у главного конкурента? Здесь сразу возникает вопрос о том, есть ли какой-нибудь шанс выхода на рынки других стран? Ведь в развивающихся странах у людей мало десктопов и ноутбуков. Основное устройство доступа - это смартфон. А в смартфоне царит Google со своей операционной системой Android. На развитые рынки войти совсем сложно - хотя бы потому, что деньги развитых рынков очень нужны самой Google. Но получается, что и на рынки слаборазвитых стран, где к Google еще не привыкли, выйти тоже непросто. Безусловно, недавняя новость о том, что Google могут прикрыть в Турции, может ободрить все остальные поисковики, но такое событие вряд ли станет правилом", - отметил Леонид Делицын.

По словам Леонида Делицына, "Яндекс" по-прежнему почти полностью зависит от отечественного рынка поисковой рекламы. Но если в прошлые годы компания сообщала о стабильном росте числа рекламодателей, то сейчас этих показателей аналитик не нашел. Возможно, как предположил Леонид Делицын, малый бизнес исчерпался и новых рекламодателей в России попросту нет.

Как отметил Леонид Делицын, понятно, что "Яндекс" пытается диверсифицировать бизнес, и "Яндекс-Такси", увеличивший объем оказанных услуг, или попросту число поездок, в пять раз, безусловно, стал заметным явлением. "Увы, в отличие от поиска, где технологии "Яндекса" в России многие годы не встречали достойного конкурента, в данном случае компания сталкивается с Uber и Gett. При этом "Яндекс" хранит в банках миллиард долларов - значит, идей, для реализации которых требовались бы подобные суммы, или целей для поглощения у компании пока нет, но она надеется, что появятся", - резюмировал Леонид Делицын.