Павел Кантышев
21.02.2017

О том, что компания "Сбербанк-сервис" ("Сберсервис") может заняться обслуживанием сторонних компаний, "Ведомостям" сообщили руководитель и владелец двух российских IT-компаний, знающие об этом от менеджеров Сбербанка, а также руководитель одного из IT-партнеров Сбербанка.

Для этого госбанк ищет в "Сберсервис" новых акционеров, рассказывают источники "Ведомостей". Сейчас параметры возможной сделки, равно как и стратегия работы компании на открытом рынке, неизвестны, но с этими параметрами Сбербанк может определиться в начале марта этого года, знают два собеседника "Ведомостей". Они говорят, что переговоры о возможном партнерстве Сбербанк вел с американской корпорацией IBM, но итог этих переговоров им неизвестен.

Штат "Сберсервиса" превышает 5000 человек, компания занимается сервисным обслуживанием и ремонтом банкоматов, платежных терминалов, средств управления электронной очередью, следует из анонса "Сберсервиса" на одном из кадровых порталов.

Представители Сбербанка и IBM не ответили на вопросы "Ведомостей".

Сейчас все банки стараются экономить и развивать внутри себя аналогичные сервисы может быть неэффективно, рассуждает руководитель IT-партнера Сбербанка. Спрос на услуги компании будет, считает он: банкам нужно обслуживать банкоматы, центры обработки данных, техническое оборудование филиалов банка и прочее оборудование. Руководитель российской IT-компании говорит, что навык обслуживания банкоматов и дата-центров хороший актив. Президент группы компаний "Ланит" Георгий Генс называет плюсом "Сберсервиса" возможность тренироваться на проектах Сбербанка.

Вывод "Сберсервиса" на открытый рынок начальник управления по развитию сетей самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин называет абсолютно логичным шагом. Ему известно о таком намерении Сбербанка. Услуги "Сберсервиса" Альфа-банк готов рассматривать наравне с остальными сервисными компаниями, говорит Дарешин. Участие Сбербанка в капитале компании не является минусом, объясняет собеседник "Ведомостей" в одном из российских банков, ведь речь идет лишь о сервисном обслуживании и банк не отдает в пользование свою инфраструктуру.

Предправления IT-холдинга IBS Сергей Мацоцкий сомневается в успешности работы "Сберсервиса" на открытом рынке. По его мнению, это не получилось ни у одного из инсорсеров (так называют компании, выполняющие главным образом заказы своих материнских структур). Дело в ином механизме создания компании: она не создавалась для получения прибыли; у нее, например, отсутствует практика продаж, рассуждает Мацоцкий.

Если "Сбербанк-сервис" сможет стать полноценной рыночной компанией, у нее есть все шансы за два-три года составить конкуренцию лидерам рынка, полагает управляющий директор IT-аутсорсера Maykor-BTE Максим Никитин.

Сбербанк хочет предлагать другим банкам и услуги по кибербезопасности. В прошлом году стало известно, что банк разрабатывает "цифровой зонтик" для защиты от кибератак, услуги которого намерен предложить другим банкам, – "единый интерфейс, который будет удобен всем". Такая система может быть создана на базе "дочки" госбанка – "Бизона".