Дмитрий Фокин, управляющий директор дата-центра IXcellerate Moscow One
© ComNews
27.02.2017

Открытый в 2012 году нейтральный дата-центр IXcellerate Moscow One в 2016 году вышел на безубыточность. Управляющий директор дата-центра IXcellerate Moscow One Дмитрий Фокин рассказал корреспонденту ComNews о том, что повлияло на рост бизнеса компании в 2016 г., в чем заключаются преимущества ЦОД IXcellerate Moscow One, а также о планах развития бизнеса на 2017 г.

- Расскажите о результатах работы IXcellerate за прошедший год: как увеличилась выручка компании и ее клиентская база?

- В 2016 г. компания IXcellerate показала здоровый рост. Выручка IXcellerate по итогам декабря 2016 г. выросла в два раза по сравнению с показателем декабря 2015 г. Клиентская база также выросла более чем в два раза. Это существенно опережает темпы роста рынка, но надо понимать, что у нас изначально была небольшая база. IXcellerate - это стартап, мы начали активно работать на рынке с 2014 г. и в первый год развивались небыстро. За последние годы IXcellerate стал заметным игроком, бренд уже известен на рынке, соответственно спрос на наши услуги вырос.

Для нас большим событием уходящего года стал выход на безубыточность. Для любого стартапа это является очень важной отметкой на пути развития.

Кроме того, в 2016 г. команда IXcellerate Moscow One окончательно сформировалась: она включает 40 человек. Мы исходим из того, что лучше всего иметь небольшую, хорошо замотивированную и высококвалицифированную команду сотрудников.

- Сколько сейчас составляет площадь машинных залов IXcellerate, сколько в дата-центре стоек и сколько из них заняты?

- Всего в IXcellerate около 1500 кв. м клиентских площадей, из них уже законтрактовано и почти полностью заполнено около 1300 кв. м. На конец 2016 в ЦОДе было заполнено 635 стойко-мест, а свободными остается порядка 100 стойко-мест. Поэтому мы планируем во втором полугодии 2017 года вводить дополнительные мощности.  По базовому сценарию развития площадки IXcellerate Moscow One общая площадь клиентских залов составит 6 тыс. кв. м., однако возможен вариант расширения до 12 тыс. кв. м., если мы построим второе здание на объекте.

 - IXcellerate Moscow One - нейтральный дата-центр. Насколько успешно такая модель развивается в России?

- Нейтральная модель ЦОДа, как в части услуг связи, так и по облачным сервисам - проверенная, не новая и хорошо зарекомендовавшая себя на рынке. Мы сфокусированы на партнерстве и отличном обслуживании наших клиентов, а не на конкуренции с ними. Это влияет напрямую на качество сервисов и предоставлении инфраструктуры, на которую можно положиться. Мы продаем нашим партнерам -  операторам связи, облачным провайдерам и интеграторам - только услуги colocation. В свою очередь, наши партнеры получают возможность предоставлять на наших мощностях самые разные услуги. Таким образом, конечный клиент получает доступ к самому широкому выбору услуг и поставщиков в одном ЦОДе, а здоровая конкуренция позволяет клиентам получить по-настоящему прозрачные и выгодные условия.

- Насколько модель нейтрального ЦОДа распространена в России?

- Есть несколько игроков, которые работают в России по той же модели. Это DataSpace, DataPro. Мы их очень уважаем как конкурентов. Но у большинства дата-центров есть свой бизнес - и облачный, и телекоммуникационый, очень часто дата-центры принадлежат либо интеграторам, либо операторам связи. Это противоречит модели нейтральности.

- Сколько всего у IXcellerate сейчас клиентов, какие это компании?

  - Всего у нас около 70 клиентов. Нашими партнерами являются больше 35 операторов связи, они размещают у нас точки доступа и узлы связи.

Также в числе наших клиентов - сервис-провайдеры, облачные компании и интеграторы. Наша бизнес модель такова, что мы растем, когда растут наши партнеры. Например, в 2016 г. IXcellerate заключил стратегически важный контракт на 10 лет с международным сервис-провайдером Orange Business Services. Согласно утвержденным планам планируется разместить в нашем ЦОДе более 300 стоек на рабочей площади более 600 кв. м. Один из российских интеграторов поставил к нам крупную международную торговую сеть, а всего на наших площадях размещены пять ритейлеров национального уровня.

Мы предоставляем операторам бесплатную услугу пиринга. По мере роста ЦОД и появления клиентов, у которых много контента, наша пиринговая платформа будет все более полезна для всех, кто размещает свою инфраструктуру у нас.

- Каково соотношение российских и международных клиентов у IXcellerate?

- Если не считать наших телекоммуникационных партнеров, то 2/3 наших клиентов - это международные корпорации и 1/3 - российские. Если учитывать и телеком-партнеров, то соотношение российских и международных клиентов составляет примерно 50/50. Зарубежные заказчики приходят из таких сфер, как банки, гейминг, ритейл, онлайн-сервисы, электронная коммерция, контент. Это те отрасли, которые требуют быстрой обработки данных и контента.

- Клиенты из каких зарубежных стран размещаются в IXcellerate?

- В ЦОДе IXcellerate с клиентами работают на шести языках. Помимо русского, это китайский, японский, английский, немецкий и французский. Более того, в дата-центре есть постоянная клиентская поддержка на русском, английском и китайском. Это примерно соответствует набору наших зарубежных клиентов: США и Западная Европа, а также есть клиенты из Азии: это китайские и японские компании.

- Вы ожидаете в 2017 г. спрос на услуги IXcellerate со стороны компаний из Азии?

- Поскольку сотрудничество между Россией и Китаем явно интенсифицируется, то будет много интересных проектов. Китайские игроки сейчас проводят крупные тендеры, в которых мы участвуем. Кроме того, мы активно общаемся с несколькими китайскими банками и онлайн-сервисами.

Напомню, среди наших акционеров - американские и японские организации, а также частные инвесторы из Западной Европы, то есть мы изначально открыты для работы по всему миру и готовы расширяться на разных рынках.

- Какие события в 2016 г. повлияли на развитие вашего бизнеса?

- В октябре дата-центр IXcellerate в очередной раз завоевал Russian DC Awards 2016 за инновации в области снижения общей стоимости владения (ТСО, Total cost of ownership). Кроме того, IXcellerate в конце 2016 г. стал участником международного альянса дата-центров D-Infinitum Global Alliance, основанного PCCW Solutions, которая входит в холдинг PCCW Limited со штаб-квартирой в Гонконге. По результатам последних обзоров и рейтингов мы почувствовали себя заметным и уважаемым игроком в отечественной индустрии ЦОД, постепенно переходящим из положения новичка в статус одного из ведущих игроков, для чего собственно мы и создавали IXcellerate.

- Как законодательные инициативы, принятые в предыдущие годы, влияют на бизнес IXcellerate?

- Не думаю, что "Закон Яровой" окажет влияние на наш бизнес. Очевидно, что эти нужды будут обслуживать какие-то другие структуры. Определенный эффект на наш бизнес оказал закон о хранении персональных данных россиян с использованием серверов, находящихся на территории России. За последние два года на площадке IXcellerate появилось около 15 проектов, которые так или иначе связаны с персональными данными. Кстати, блокировка LinkedIn взбудоражила рынок. Мы видим, что ряд серьезных компаний начали строить планы по переносу инфрастуктуры в российские ЦОДы. Это сложная задача, но в итоге от этого выиграют и сами компании, экономя на ресурсах, услугах связи и будучи полноценном корпоративным игроком на российском Интернет-рынке, который, кстати, крупнейший в Европе.

- По Вашим прогнозам, в 2017 г. спрос на локализацию персональных данных на территории в России вырастет?

- Да, мы видим, что спрос будет интенсивным. Причем уже в 2017 запросы к нам поступают весьма разнообразные: как от крупных, так и от небольших компаний из разных уголков мира.

- В последнее время на рынке ЦОД есть такая тенденция, что предложение превышает спрос. В случае с IXcellerate это так?

- Может, на рынке и существует избыток предложения в определенных сегментах, не пользующихся спросом, но в сегменте, в котором работает IXcellerate, скорее наблюдается равновесие. Тут спрос соответствует предложению.  Тенденция, которую я вижу и которая уже давно стала императивом на более зрелых рынках, такова: растут и развиваются ЦОДы большого размера, с хорошей связностью, нейтральные и с качественной инфраструктурой соответствующей уровню надежности Tier 3, Level 3 или иначе - Class 3. Многие инфраструктурные проекты, которые не соответствуют этим параметрам, в дальнейшем либо должны измениться, либо их рост будет ограничен.

- Расскажите, кто сертифицирует IXcellerate Moscow One?

- Нас проверяет компания IBM: у них есть система аудита инфраструктуры, они присваивают дата-центрам соответствие определенному уровню надежности.

- В России сейчас только начали заниматься вопросами стандартизации и сертификации ЦОД. Как вы относитесь к этой работе?

- Мы входим в Ассоциацию участников отрасли ЦОД. К их работе отношусь положительно. Стандартизация в России крайне необходима, потому что рынок непрозрачный, есть случаи злоупотребления информацией на фоне отсутствия жестких стандартов, когда компании заявляют не то, что на самом деле могут предоставить клиентам. То есть теоретически стандарты - это здорово.

Но на практике получается, что качественный и полезный стандарт создать крайне сложно, а поддерживать его актуальность еще сложнее. Стандарты должны быть подробными. Кроме того, индустрия меняется быстро, и вопрос, будут ли российские стандарты поспевать за этими изменениями. Кроме того, смущает то, что многие вещи уже придуманы, и изобретать велосипед зачастую кажется неэффективным. С другой стороны, в России есть свои методы стандартизации и их игнорировать невозможно. Поэтому не так просто нащупать золотую середину и создать эффективную, полезную и работающую систему. Могу только пожелать коллегам по Ассоциации ЦОД удачи, перед ними стоит важная нетривиальная задача.

- Какие планы у IXcellerate Moscow One на 2017 год?

- О некоторых планах я рассказал ранее, а некоторые запланированные на этот год проекты мы пока попридержим при себе. Но скажу точно, что в этом году мы озвучим немало интересных проектов.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты