Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
06.03.2017

На прошлой неделе холдинг Vimpelcom Ltd. заявил о смене названия на Veon, что отражает стремление компании трансформироваться из оператора связи в глобального технологического лидера. Хотя о стратегии преобразования из телеком-оператора в digital-компанию Vimpelcom объявил два года назад. Более того, есть примеры крупных операторов, которым не понадобился ребрендинг, чтобы продемонстрировать приверженность цифровому преобразованию и начать такую трансформацию. Это говорит о том, что у Vimpelcom Ltd. не одна причина для смены как бренда, так и наименования юрлица.

Vimpelcom Ltd. обновил стратегию развития еще в 2015 году. Она ориентирована на цифровизацию рабочих процессов и предлагаемых клиентам телекоммуникационных услуг и сервисов. Генеральный директор холдинга Жан-Ив Шарлье тогда говорил, что Vimpelсom Ltd. должен стать "поставщиком цифрового будущего". В январе 2016 года в Vimpelсom пришел Кристофер Шлаффер, который возглавил курс на трансформацию в digital-компанию.

Но, несмотря на то что разговор о цифровизации в Vimpelсom Ltd. идет давно, уход от телекома затянулся. Если посмотреть на доходы этой компании, то нетрудно увидеть, что основную долю выручки она пока получает от оказания услуг связи. Кроме того, выручка компании пока не увеличивается, хотя темпы ее роста и стали положительными.

По итогам 2016 года российский "ВымпелКом" принес компании почти половину выручки - $4,09 млрд (совокупная выручка Vimpelсom Ltd. - $8,9 млрд). Сегмент развивающихся рынков (Алжир, Пакистан и Бангладеш) совокупно принес компании $2,96 млрд. В 2015 году из заработанных $9,6 млрд Vimpelсom Ltd. получил $4,6 млрд от России и $2,91 млрд - от развивающихся рынков. А как известно, именно на таких рынках идет наиболее активный набор абонентской базы.

Похвально желание компании развиваться, чтобы предоставлять пользователям современные цифровые сервисы. Однако для этого Vimpelсom Ltd. прибегнул к ребрендингу, а также к смене названия юридического лица. Например, можно вспомнить июльское заявление американского оператора Verizon Communications о намерении купить интернет-компанию Yahoo за $4,83 млрд. В конце октября 2016 года еще один американский оператор связи - AT&T достиг договоренности о поглощении медиакомпании Time Warner за $85,4 млрд. Иными словами, телеком-операторы активно интересуются интернет-компаниями и медиабизнесом. В России можно вспомнить о приобретении "МегаФоном" 63,8% в капитале Mail.Ru Group Ltd. Компании планируют создать виртуального оператора VKMobile, чтобы привлечь в абоненты пользователей соцсети "ВКонтакте". В 2015-2016 годах "Ростелеком" значительно нарастил доходы от цифровых сервисов, увеличив их долю в выручке до 40%. Государственный оператор активно развивает облачное направление, а также бизнес дата-центров.

При этом надо отметить, что ни одному из перечисленных выше операторов не понадобился ребрендинг, чтобы показать стремление к преобразованию в технологическую компанию и приверженность цифровизации.

Владельцы Vimpelсom Ltd. и сами не скрывают, что новое название бизнеса связано с началом новой эпохи в развитии компании. Если ранее телеком-сектор переживал непростые времена, а для Vimpelcom Ltd. ситуация была осложнена "неэффективной работой", то теперь появился Veon, в котором работает топ-менеджмент мирового класса и который стоит "на прочном операционном и финансовом фундаменте".

Название Vimpelcom Ltd. в последние годы часто появлялось в СМИ в связи с коррупционным скандалом. Власти США и Нидерландов с 2014 года активно вели расследование деятельности Vimpelcom Ltd. в Узбекистане, подозревая оператора в участии в коррупционных схемах для выхода на телекоммуникационный рынок Узбекистана. Для Vimpelcom Ltd. эта история закончилась штрафом в $795 млн. Кроме того, 5 октября 2015 года Telenor заявил о намерении целиком продать долю в Vimpelcom Ltd., признав этот актив сложным. Telenor активно распродает акции: председатель совета директоров Veon Алексей Резникович 28 февраля на Мобильном конгрессе в Барселоне сообщил коррреспонденту ComNews, что у Telenor уже осталось лишь 12% акций Vimpelcom/Veon. Алексей Резникович ожидает, что до конца 2017 г. Telenor полностью выйдет из капитала Veon.

Таким образом, преобразуясь в Veon, Vimpelcom Ltd. пытается в первую очередь показать, что оставил все плохое в прошлом и ушел от противоречивого образа, сложившегося за последние годы. Может быть страны СНГ и Южной Азии по достоинству оценят появление "технологического лидера" и одноименной интернет-платформы Veon. И этого будет достаточно, чтобы развивать бизнес на этих рынка новыми путями, без сомнительных схем и акционерный войн.