Кирилл Седов
Елизавета Серьгина
28.03.2017

По итогам 2016 г. доля рынка по абонентам у "Т2 РТК холдинга" (работает под брендом Tele2) не изменилась по сравнению с 2015 и 2014 гг. – она составляет 15%, следует из отчета аналитической компании AC&M Consulting.

При этом за 2016 г. абонентская база Tele2 увеличилась на 1,7 млн, или на 4,5%, до 39 млн контрактов, следует из данных AC&M Consulting. Таким образом, по темпам прироста абонентской базы она опережает остальных игроков большой четверки, следует из отчета.

В 2014 г., после создания СП "Ростелекома" и Tele2, руководители оператора рассчитывали к 2018 г. занять 3-е место по абонентской базе в России. Об этом заявлял президент оператора Джери Калмис. Рост абонентской базы должен был произойти за счет выхода в новые регионы и интеграции сотовых активов "Ростелекома". Начиная с III квартала 2016 г. Tele2 перестала публиковать отчетность, кварталом ранее она отказалась от публикации данных об абонентской базе в Москве.

"Т2 РТК холдинг" (бренд Tele2) к началу 2017 г. подключил 2,5 млн абонентов в Москве и Московской области, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ходом реализации инвестпроекта оператора в столичном регионе. Достоверность этой цифры "Ведомостям" подтвердил собеседник в операторе. У Tele2 к концу 2015 г. в Москве было 1,27 млн абонентов, говорил ранее представитель оператора Константин Прокшин.

Получается, за год Tele2 подключила 1,3 млн абонентов в Москве, а в регионах набрала около 0,4 млн контрактов, подсчитал гендиректор "TMT консалтинга" Константин Анкилов. Такой прирост логичен, поскольку в регионах компания интенсивно начала строить сети мобильного интернета только в 2015 г., напоминает он. В годовом исчислении Tele2 демонстрирует достаточно уверенный рост, согласен аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. Данные по московскому рынку аналитическая компания не приводит.

Отсутствие изменения доли рынка у Tele2, несмотря на агрессивный выход в Москву, было ожидаемо, говорит аналитик "Уралсиба" Константин Белов. При проникновении на столичном рынке услуг связи более 200% и устоявшейся тройке лидеров было бы странно увидеть другой результат, рассуждает он. "К сожалению, Tele2 не удалось совершить чудо", – заключает аналитик. Рост абонентской базы – важный показатель, особенно если ты заявляешь об экспансии в новый регион, но еще более важна доля по мобильной выручке и EBITDA, успокаивает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Операторы большой тройки отвечали на выход Tele2 снижением тарифов и удержали свои доли если не в Москве, то в целом по России. Это не провал для Tele2, а скорее заслуга конкурентов, считает Либин.

Доля рынка важна, поскольку речь идет об абонентах, которые приносят деньги, однако помимо этого важен "срок жизни" абонента в сети оператора и количество денег, которое оператор тратит на его привлечение, считает Анкилов. Решающее значение, таким образом, имеет не количество, а качество абонентов. Ежегодно суммарно в отток от российских операторов уходит свыше 100 млн абонентов, оценивает Анкилов. На фоне этой цифры опережение роста абонентской базы на несколько миллионов не так значимо, как финансовые показатели, говорит Анкилов о показателе МТС. С другой стороны, МТС это обеспечивает психологически важное лидерство на рынке, которое подтверждается и ее лидерством по мобильным доходам. В то же время операторы большой тройки ставят приоритетом не увеличение абонентской базы, а рост финансовых показателей, подтверждает Погребинский.

Прокшин данные аналитиков комментировать отказался, но сообщил, что оператор доволен темпами прироста своей абонентской базы как в Москве, так и в регионах, во многих из которых он традиционно занимает лидирующие позиции.