Редколонка / февраль 2017
Гармоничная цифровая экономика

Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
26.02.2017

До появления первых спецификаций 5G остался один год, но участники рынка до сих пор не договорились о ключевом элементе работы беспроводных сетей связи нового поколения – ​о частотных диапазонах. Без глобального подхода к международной стандартизации и гармонизации интересов всех сторон мир рискует накануне пятого поколения мобильных технологий вернуться к ситуации 1G, когда действовал добрый десяток несовместимых друг с другом сотовых стандартов. Хорошую службу связистам может сослужить автомобильный сектор, бизнес в котором в значительной степени глобален по определению. С появлением идей автомобиля с элементами искусственного интеллекта и беспилотных автотранспортных средств производители машин стали важной движущей силой в глобальном подходе к стандартизации 5G.

По новым данным рабочей группы по сетям беспроводного доступа (RAN) партнерства 3GPP, которое объединяет семь органов стандартизации из Европы, США, Китая, Японии, Кореи и Индии, уже к марту 2018 года будет подготовлена спецификация радиочасти 5G (5G New Radio, NR) для совместного применения с LTE в целях организации широкополосного доступа. К сентябрю 2018 года 3GPP RAN пообещала завершить полномасштабную стандартизацию 5G NR.

Процесс стандартизации 5G NR вышел на финишную прямую, но страны мира до сих пор не договорились о частотных диапазонах для этой технологии. Например, британский отраслевой регулятор Ofcom недавно сообщил, что рассматривает для 5G частотные диапазоны 700 МГц (явно с подачи США), 3,4‑3,8 ГГц и принципиально новую для сотовых сетей полосу 26 ГГц (хотя в ней работают операторы фиксированной спутниковой связи).

Всемирная конференция радиосвязи 2019 года (WRC-19) будет рассматривать для 5G частотные диапазоны 24,25‑27,5 ГГц, 31,8‑33,4 ГГц, 37‑40,5 ГГц, 40,5‑42,5 ГГц, 42,5‑43,5 ГГц, 45,5‑47 ГГц, 47‑47,2 ГГц, 47,2‑50,2 ГГц, 50,4‑52,6 ГГц, 66‑76 ГГц и 81‑86 ГГц (п. 1.13 повестки дня). Частоты выше 24 ГГц называют миллиметровым диапазоном (mmWave): они необходимы в сетях 5G для повышения емкости и высоких скоростей передачи данных. Но очевидно, что из всего многообразия диапазонов mmWave необходимо выбрать буквально один-два на весь мир – ​иначе о гармонизации в глобальном масштабе не может идти речи.

Год назад телекоммуникационное сообщество сошлось во мнении, что сети 5G будут в первую очередь ориентированы на Интернет вещей (IoT), а не на связь "живых" абонентов. На уровне доступа основу IoT составляют датчики и сенсоры, и существует иллюзия их неподвижности. Как ответил на мой вопрос о наличии роуминга в российской IoT-технологии "Стриж" президент ООО "СТРИЖ Телематика" Андрей Синицин: "А зачем нам роуминг? У нас же счетчики за унитазом!".

Очевидно, что стационарный счетчик путешествует мало, и для подобных применений можно использовать любой доступный частотный диапазон и проприетарную технологию. Но есть сектора экономики, в которых без глобального подхода к технологиям эффективности не достичь, и самый яркий тому пример – ​автомобильный сектор. Автомобили продаются и перемещаются по всему миру, и для оснащения их элементами искусственного интеллекта (в частности, возможностями коммуникаций с дорожной инфраструктурой и другими транспортными средствами), а в перспективе – ​для замены водителя на робота с самого начала нужно применять глобальный подход и гармонизацию интересов всех участников рынка.

Неслучайно первой отраслевой 5G-ассоциацией стала именно 5G Automotive Association (5GAA). Ее создали в сентябре 2016 года восемь крупных автомобильных и телекоммуникационных вендоров: Audi, BMW Group, Daimler, Ericsson, Nokia, Huawei, Intel и Qualcomm. К февралю 2017 года в 5GAA входили уже 35 корпораций, включая Ford, SAIC Motor, Continental, Intel, ZTE, Samsung, LG, Rohde & Schwarz, Gemalto, а также операторов China Mobile, Deutsche Telekom, Telefonica, Verizon, SK Telecom, NTT DoCoMo, KDDI. Глобальный подход налицо: никогда прежде автопроизводители не сотрудничали со связистами, да еще на нескольких континентах.

Главная цель 5GAA – ​реализовать на практике по всему миру концепцию Vehicle to Everything (V2X), то есть связь транспортного средства с людьми и всеми возможными внешними предметами. В интервью для специального англоязычного выпуска "Стандарта" перед Mobile World Congress 2017 в Барселоне генеральный директор 5GAA (а до марта 2017 года – ​и глава 3GPP RAN) Дино Флоре, отвечая на вопрос о необходимости глобального подхода к стандартизации 5G, сказал: "Определенно так нужно делать. Мне даже кажется, что мы проторим дорогу для других отраслей экономики, которые пойдут за нами и смогут применить наш подход".

Такой подход нужно применять сразу во всех отраслях, ведь цифровая трансформация идет в каждой из них. В декабре 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и еще шести министерствам к 11 мая 2017 года разработать программу "Цифровая экономика". Очевидно, что идеи гармонизации и стандартизации технологий в национальном масштабе и в связке с мировыми процессами должны стать основой этого документа. Только так все отрасли смогут обмениваться информацией, создавая единую цифровую экономику будущего.

Журнал "Стандарт" № 2 (169), февраль 2017