Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
26.02.2017

До появления первых спецификаций 5G остался один год, но участники рынка до сих пор не договорились о ключевом элементе работы беспроводных сетей связи нового поколения – ​о частотных диапазонах. Без глобального подхода к международной стандартизации и гармонизации интересов всех сторон мир рискует накануне пятого поколения мобильных технологий вернуться к ситуации 1G, когда действовал добрый десяток несовместимых друг с другом сотовых стандартов. Хорошую службу связистам может сослужить автомобильный сектор, бизнес в котором в значительной степени глобален по определению. С появлением идей автомобиля с элементами искусственного интеллекта и беспилотных автотранспортных средств производители машин стали важной движущей силой в глобальном подходе к стандартизации 5G.

По новым данным рабочей группы по сетям беспроводного доступа (RAN) партнерства 3GPP, которое объединяет семь органов стандартизации из Европы, США, Китая, Японии, Кореи и Индии, уже к марту 2018 года будет подготовлена спецификация радиочасти 5G (5G New Radio, NR) для совместного применения с LTE в целях организации широкополосного доступа. К сентябрю 2018 года 3GPP RAN пообещала завершить полномасштабную стандартизацию 5G NR.

Процесс стандартизации 5G NR вышел на финишную прямую, но страны мира до сих пор не договорились о частотных диапазонах для этой технологии. Например, британский отраслевой регулятор Ofcom недавно сообщил, что рассматривает для 5G частотные диапазоны 700 МГц (явно с подачи США), 3,4‑3,8 ГГц и принципиально новую для сотовых сетей полосу 26 ГГц (хотя в ней работают операторы фиксированной спутниковой связи).

Всемирная конференция радиосвязи 2019 года (WRC-19) будет рассматривать для 5G частотные диапазоны 24,25‑27,5 ГГц, 31,8‑33,4 ГГц, 37‑40,5 ГГц, 40,5‑42,5 ГГц, 42,5‑43,5 ГГц, 45,5‑47 ГГц, 47‑47,2 ГГц, 47,2‑50,2 ГГц, 50,4‑52,6 ГГц, 66‑76 ГГц и 81‑86 ГГц (п. 1.13 повестки дня). Частоты выше 24 ГГц называют миллиметровым диапазоном (mmWave): они необходимы в сетях 5G для повышения емкости и высоких скоростей передачи данных. Но очевидно, что из всего многообразия диапазонов mmWave необходимо выбрать буквально один-два на весь мир – ​иначе о гармонизации в глобальном масштабе не может идти речи.

Год назад телекоммуникационное сообщество сошлось во мнении, что сети 5G будут в первую очередь ориентированы на Интернет вещей (IoT), а не на связь "живых" абонентов. На уровне доступа основу IoT составляют датчики и сенсоры, и существует иллюзия их неподвижности. Как ответил на мой вопрос о наличии роуминга в российской IoT-технологии "Стриж" президент ООО "СТРИЖ Телематика" Андрей Синицин: "А зачем нам роуминг? У нас же счетчики за унитазом!".

Очевидно, что стационарный счетчик путешествует мало, и для подобных применений можно использовать любой доступный частотный диапазон и проприетарную технологию. Но есть сектора экономики, в которых без глобального подхода к технологиям эффективности не достичь, и самый яркий тому пример – ​автомобильный сектор. Автомобили продаются и перемещаются по всему миру, и для оснащения их элементами искусственного интеллекта (в частности, возможностями коммуникаций с дорожной инфраструктурой и другими транспортными средствами), а в перспективе – ​для замены водителя на робота с самого начала нужно применять глобальный подход и гармонизацию интересов всех участников рынка.

Неслучайно первой отраслевой 5G-ассоциацией стала именно 5G Automotive Association (5GAA). Ее создали в сентябре 2016 года восемь крупных автомобильных и телекоммуникационных вендоров: Audi, BMW Group, Daimler, Ericsson, Nokia, Huawei, Intel и Qualcomm. К февралю 2017 года в 5GAA входили уже 35 корпораций, включая Ford, SAIC Motor, Continental, Intel, ZTE, Samsung, LG, Rohde & Schwarz, Gemalto, а также операторов China Mobile, Deutsche Telekom, Telefonica, Verizon, SK Telecom, NTT DoCoMo, KDDI. Глобальный подход налицо: никогда прежде автопроизводители не сотрудничали со связистами, да еще на нескольких континентах.

Главная цель 5GAA – ​реализовать на практике по всему миру концепцию Vehicle to Everything (V2X), то есть связь транспортного средства с людьми и всеми возможными внешними предметами. В интервью для специального англоязычного выпуска "Стандарта" перед Mobile World Congress 2017 в Барселоне генеральный директор 5GAA (а до марта 2017 года – ​и глава 3GPP RAN) Дино Флоре, отвечая на вопрос о необходимости глобального подхода к стандартизации 5G, сказал: "Определенно так нужно делать. Мне даже кажется, что мы проторим дорогу для других отраслей экономики, которые пойдут за нами и смогут применить наш подход".

Такой подход нужно применять сразу во всех отраслях, ведь цифровая трансформация идет в каждой из них. В декабре 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и еще шести министерствам к 11 мая 2017 года разработать программу "Цифровая экономика". Очевидно, что идеи гармонизации и стандартизации технологий в национальном масштабе и в связке с мировыми процессами должны стать основой этого документа. Только так все отрасли смогут обмениваться информацией, создавая единую цифровую экономику будущего.

Журнал "Стандарт" № 2 (169), февраль 2017