Новости / март 2017
Касперская привлекла деньги РФПИ

Павел Кантышев
30.03.2017

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) инвестирует в холдинг InfoWatch Натальи Касперской, сообщил "Ведомостям" человек, близкий к одному из участников сделки, и подтвердили представители компаний.

InfoWatch разрабатывает средства защиты информации. РФПИ получает долю в российских активах InfoWatch, куда входят бренды InfoWatch (корпоративная система защиты от утечек информации), Cezurity (защита от целевых атак), Taiga (защита мобильных устройств) и Attack Killer (защита веб-ресурсов – интернет-банкинга, торговых площадок).

Партнеры не раскрывают сумму сделки и долю, которую купил РФПИ. Она составляет 3,75% группы InfoWatch при оценке приблизительно в 50 млн руб. за 1%, знают два человека, близких к разным участникам сделки, таким образом, InfoWatch могла привлечь до 187,5 млн руб.

InfoWatch нужны деньги для зарубежного развития – локализации средств безопасности на иностранных рынках и открытия офисов в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, сообщает представитель компании. Продукты компании уже продаются в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго-Восточной Азии, напоминает он, но какова зарубежная выручка, не говорит. В России холдинг за 2015 г. заработал 1,1 млрд руб., а в 2016 г. (по предварительным итогам) доход увеличится на 40%, передала через представителя Касперская. 65% дохода компании приносят банки, госструктуры и нефтегазовый сектор.

100% холдинга могли бы стоить до 5 млрд руб., подсчитали "Ведомости". Если бы речь шла о западной компании – разработчике IT-продуктов, такая оценка могла бы быть даже заниженной, считает совладелец крупной российской IT-компании. Но в российских реалиях точную оценку может дать лишь фондовый рынок, уверен собеседник "Ведомостей". Сумма небольшая – ее хватит на годовую поддержку продаж в 2–3 зарубежных странах, уверен председатель совета директоров IT-холдинга "Айти" Тагир Яппаров. Но первая сделка – первая оценка, что гораздо важнее для привлечения будущих инвестиций, которые, вероятно, последуют для наращивания экспорта, думает он. По мнению Яппарова, для обеих сторон это хорошая сделка: InfoWatch получила высокую оценку (исходя из ее выручки), а РФПИ – растущий актив.  

InfoWatch привыкла жить по средствам и сохранять темпы роста без инвестиций, но вот с международными продажами, несмотря на все усилия, пока дела обстоят не так хорошо, как на внутреннем рынке, передает представитель компании слова Касперской. Программисты у InfoWatch лучшие в мире, уверяет она, но компания проигрывает из-за слабого маркетинга и рекламы на зарубежных рынках.

РФПИ – государственный фонд, под управлением которого находится $10 млрд. Он был создан в 2011 г. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупными международными инвесторами. Но в случае с InfoWatch РФПИ пока инвестировал в одиночку. Дело в том, что в апреле 2016 г. фонд стал участвовать в государственном механизме "инвестиционного лифта" для поддержки малых и средних российских компаний, передает представитель РФПИ слова гендиректора фонда Кирилла Дмитриева. Механизм предполагает небольшие инвестиции от РФПИ на первом этапе, а на последующих стадиях, по мере роста компаний и их потребности в инвестициях, предполагается привлечение иностранных партнеров, объясняет Дмитриев. В 2016 г. фонд вкладывался по такой модели в производителя инсулина "Герофарм".

РФПИ инвестировал в Московскую биржу, проект "Ростелекома" по ликвидации цифрового неравенства, "Россети" и ритейлера "Магнит". С 2017 г. фонд будет искать компании для инвестиций в высокотехнологичном секторе и IT, говорит Дмитриев: РФПИ изучал российский IT-рынок и нашел не так много компаний, куда можно вложиться прямо сейчас по рыночной цене (или вовсе ниже рынка). Вдобавок сегмент IT-безопасности (где работает InfoWatch) быстро развивается и одновременно далек от насыщения, объясняет Дмитриев.

Летом прошлого года InfoWatch сама стала соинвестором. Подотчетный Минкомсвязи фонд "Росинфокоминвест" договорился о совместных с InfoWаtch инвестициях в "Крибрум" Игоря Ашманова, компания занимается мониторингом и анализом соцсетей.