© ComNews
10.04.2017

За год с момента запуска "Яндексом" сервиса "Яндекс.Телефония" к услуге виртуальной АТС интернет-компании удалось привлечь более 6,5 тыс. фирм из Московского региона, Петербурга и Ленинградской области. "Яндекс" планирует летом этого года запустить сервис "Яндекс.Телефония" в других регионах страны.

За год работы сервиса "Яндекс.Телефония" к его платным тарифным планам "Старт" (услуги связи) и "Профи" (услуги связи и дополнительные функции виртуальной АТС) подключилось более 6,5 тыс. фирм из Московского региона, Петербурга и Ленинградской области. Представитель пресс-службы "Яндекса" уточнил в беседе с ComNews, что около 80% компаний из этого количества подключились к тарифному плану "Старт", а к "Профи" - 20%.

81,7% клиентов сервиса "Яндекс.Телефония" - это компании из Московского региона, 18,3% - из Петербурга и Ленинградской области. "Около 80% клиентов - это небольшие компании, в основном интернет-магазины, а также фирмы, работающие в сегментах "красота" и "здоровье", HoReCa, DIY. Еще компании, представляющие услуги населению - юридические, образовательные и т.д.", - сказал представитель пресс-службы "Яндекса".

Напомним, что за полгода с момента запуска "Яндексом" сервиса "Яндекс.Телефония" к услуге виртуальной АТС интернет-компании удалось привлечь более 3 тыс. фирм из Московского региона, Петербурга и Ленинградской области (см. новость ComNews от 17 октября 2016 г.).

По словам представителя пресс-службы "Яндекса", историческая конверсия (со старта проекта) из пробной версии сервиса "Яндекс.Телефония" в коммерческие тарифные планы составила 55,6%.

Какое количество клиентов "Яндекс" планирует привлечь к сервису "Яндекс.Телефония" до конца 2017 г., в компании не раскрывают. Что касается расширения географии этого сервиса, то "Яндекс" планирует летом 2017 г. запустить его в других регионах страны. О каких именно регионах идет речь, представитель пресс-службы "Яндекса" не уточнил. "Выход в другие регионы подразумевает расширение числа партнеров, однако в данный момент мы не раскрываем их список", - добавил представитель пресс-службы "Яндекса". Он напомнил, что основными партнерами по сервису "Яндекс.Телефония" по-прежнему являются ООО "Майтиколл Рус" (разработка) и ЗАО "СанСим" (оператор связи). В свою очередь с момента запуска оператор-партнер начал сотрудничать и предоставлять в рамках сервиса номерную емкость 8-800 от ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "Ростелеком".

Кроме того, "Яндекс" в этом году планирует продолжить расширять функционал сервиса "Яндекс.Телефония". Компания уже упростила процедуру регистрации клиентов, расширила возможности кастомизации в части виджета "Звонок с сайта" и т.д.

"Яндекс" пока не планирует начинать предоставлять сервис "Яндекс.Телефония" крупному бизнесу. По словам представителя пресс-службы "Яндекса", на текущий момент сервисом пользуются клиенты из среднего сегмента. И, безусловно, добавил он, с продуктовой точки зрения компания будет ориентироваться на потребности этого сегмента.

"Выход на зарубежный рынок с сервисом "Яндекс.Телефония"  в ближайшее время не планируется", - ответил представитель пресс-службы "Яндекса".

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, динамика продаж по сервису  "Яндекс.Телефония" низкая, что может быть обусловлено тем, что проект не является приоритетным для "Яндекса". "Поэтому его продвижению не отдавалось много усилий, - считает Георгий Ващенко. - Но если "Яндекс" приложит много ресурсов к развитию сервиса, то число клиентов может до конца года вырасти в несколько раз".

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин сказал корреспонденту ComNews, что "Яндекс" представил сильные результаты по сервису "Яндекс.Телефония". "Эти результаты примерно на уровне наших ожиданий. На старте проекта мы прогнозировали, что "Яндекс.Телефония" в краткосрочной перспективе сможет занять до 5-10% рынка в зависимости от объема инвестиций, ценовой политики и маркетингового бюджета. Очевидно, что сейчас речь идет о середине этого диапазона оценок", - заметил Тимур Нигматуллин.

По данным iKS-Consulting, на конец 2016 г. сервис "Яндекс.Телефония" занимал около 4,5% по числу абонентов и около 0,5% по доходам доли российского рынка виртуальных АТС. По оценкам iKS-Consulting, в 2017 г. "Яндекс.Телефония" может занять  до 5,2% рынка по абонентам и 1,6% по выручке.

"Согласно данным "ТМТ Консалтинга", за прошлый год количество компаний - пользователей услугами виртуальных АТС увеличилось на 30% по сравнению с 2015 г. и составило около 111 тыс., - рассказала ComNews представитель компании "ТМТ-Консалтинг" Елена Фролова. - Лидером российского рынка виртуальных АТС является компания "Манго Телеком". Ее доля составляет 34% от общего числа компаний-пользователей. Также основными игроками являются UIScom, "Телфин", МТТ (с учетом пользователей сервиса YouMagic). Активно набирают абонентов  "Ростелеком", "МегаФон", "ВымпелКом", "Яндекс.Телефония". Доля "Яндекс.Телефонии" на этом рынке по итогам 2016 г. составила, соответственно, порядка 3% от общего числа компаний-пользователей".

По оценкам Тимура Нигматуллина, рынок виртуальных АТС в РФ в 2016 г. в денежном выражении составил 4,7 млрд руб. Рост рынка - 25% год к году. "В 2017 г. рынок вырастет в деньгах не более чем на 20-25%. При этом из-за усиления конкуренции "Яндексу" будет сложно наращивать долю рынка. Вряд ли она превысит 15%", - прокомментировал Тимур Нигматуллин.

Ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин сказал в беседе с ComNews, что российский рынок виртуальных АТС является вторым по размеру среди сегментов SaaS (Software as a Service). Его объем, по предварительным данным iKS-Consulting, в 2016 г. составлял 4,8 млрд руб. Темпы роста, как заметил Станислав Мирин, несмотря на большое внимание к этому рынку со стороны телеком-операторов, будут немного снижаться, что связанно с ростом насыщенности рынка и увеличением масштаба.

"По нашим оценкам в 2016 г. этот рынок  вырос на 30% в денежном выражении и на 27% - в количестве абонентов. В ближайшие три года мы ожидаем, что снижение совокупного среднегодового темпа роста этого рынка составит примерно 20% в год", - заключил Станислав Мирин.

Согласно данным iKS-Consulting на конец 2016 г. лидером по количеству клиентов на российском рынке виртуальных АТС является компания "Манго Телеком". Компания занимает по этому показателю 25% доли рынка. Следом идет МТС - 16%. На третьем месте разместилась компания UIScom - 11%. Доля российского рынка виртуальных АТС по абонентам у компании "Телфин", как и у фирмы "Зебра Телеком" ("дочка" "Ростелекома"), составила 10%. Прочие компании - 28%. 

Статьи по теме