Александр Силонов
19.06.2017

Национальная комиссия по радио, телевидению и телекоммуникациям Канады (CRTC) обнародовала в четверг новые правила, которые запрещают сотовым операторам продавать телефоны с жесткой привязкой к определенной сети или взимать с абонентов плату за разблокировку устройств. Вступить в силу они должны 1 декабря.

Правительство и организации, защищающие права потребителей, одобрили эту инициативу. Министр инноваций, науки и экономического развития Канады Навдеп Бэйнс заявил, что изменение упростит клиентам переход от одного оператора к другому, поможет развитию конкуренции "и, возможно, приведет к снижению цен".

"Канадцы обеспокоены повышением расходов на интернет и сотовую связь, – цитирует слова министра канадская National Post. – Зафиксированные на одного оператора телефоны и взимание платы за их разблокировку вызывают у людей сильное недовольство".

Обычно операторы блокируют возможность перехода на другую сеть для телефонов, продаваемых по льготной цене при заключении двухлетнего контракта, чтобы помешать клиенту перейти к другому оператору до полной выплаты продажной цены. Но клиенты, особенно в заграничных поездках, предпочитают пользоваться разблокированными устройствами, чтобы без труда подключаться к любым сетям или менять sim-карту.

Решение об отмене платы за разблокировку стало частью общей реформы канадского рынка связи, проводимой с 2013 г. Ранее регуляторы отменили возможность заключения трехлетних контрактов и снизили плату за превышение лимита трафика данных. Три крупнейших канадских оператора – Bell Canada, Rogers Communications и Telus – сейчас берут за разблокировку телефонов по $50. Не желая лишаться этого источника дохода, операторы пытались через федеральный суд добиться отмены новых правил, но проиграли.

Не все операторы солидарны с лидерами рынка. На публичных слушаниях в феврале руководители корпорации Shaw Communications, которой принадлежит оператор Freedom Mobile, назвали плату за разблокировку "токсичными доходами", которые сковывают возможности клиентов, подавляют конкуренцию и тормозят развитие рынка беспроводной связи.

Новые правила позволяют клиентам в течение 15 дней после покупки телефона без дополнительной платы отказаться от заключенного с оператором контракта при условии, что они вернут устройство в хорошем состоянии, а установленный лимит будет использован менее чем наполовину. Еще один пункт новых правил запрещает операторам менять условия тарификации услуг в течение действия контракта без явного согласия клиента.

Вводимые правила – последняя инициатива, которую CRTC реализует под руководством Жан-Пьера Бле, в течение пяти лет занимавшего пост председателя комиссии.