Новости / июль 2017
MNP принесла в казну доход

© ComNews
18.07.2017

Объем средств, перечисленных ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС) в резерв универсального обслуживания, продолжает расти. ЦНИИС, как оператор базы данных перенесенных абонентских номеров (БДПН), в IV квартале 2016 г. заработал за счет внесения изменений в базу более 64 млн руб. Из них почти 18 млн руб. институт перечислил в резерв универсального обслуживания.

О финансировании базы данных в IV квартале 2016 г. говорится в проекте приказа Минкомсвязи, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (НПА). Общественное обсуждение документа продлится до 27 июля. Напомним, затраты ЦНИИС на ведение БДПН финансируются за счет платы за перенос каждого номера (услуга Mobile Number Portability, MNP) от операторов (100 руб. за каждый перенесенный номер), а также за счет средств фонда универсальной услуги связи (УУС).

За октябрь-декабрь 2016 г. в базу данных было внесено 643 тыс. 930 изменений - больше, чем в предыдущих кварталах 2016 г. Соответственно, как отмечается в пояснительной записке к проекту, ЦНИИС получит от операторов связи около 64 млн руб. Для сравнения, в I квартале 2016 г. операторы перечислили ЦНИИС 48,9 млн руб., во II - 54 млн руб., в III - 60 млн руб.

По правилам финансирования БДПН, ЦНИИС ежеквартально предоставляет Минкомсвязи отчет о затратах по финансированию функционирования базы. Минкомсвязи проверяет достоверность отчета и определяет размер суммы затрат на содержание базы за квартал. Согласно проекту приказа, за IV квартал 2016 г. ЦНИИС потратил на поддержание работы БДПН 46,6 млн руб. Таким образом, расходы ЦНИИС были ниже, чем полученная им сумма на внесение изменений в базу. "Сумма денежных средств, перечисленная в фонд универсального обслуживания по итогам IV квартала 2016 г., составит 17,8 млн руб.", - говорится в проекте приказа.

Представитель пресс-службы Россвязи (этому агентству подчиняется ЦНИИС) в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что с момента запуска услуги (сервис был запушен более трех лет назад) количество желающих воспользоваться MNP стабильно растет. "Только за последние 2,5 месяца в базу данных перенесенных абонентских номеров заведено более 1 млн заявок  на перенос номера, что значительно опережает показатели прошлого года, наглядно демонстрируя востребованность услуги абонентами и большую информированность граждан о существовании услуги и механизмах ее оказания. За время существования услуги операторы наработали информационную базу практики внедрения и оказания услуги, а абоненты с большей уверенностью стали использовать данную услугу", - отметили в Россвязи.

По словам представителя ЦНИИС, активность пользования услугой MNP связана, прежде всего, с тем, что процесс перенесения номера стал более отлаженным, понятным абоненту, процедура перенесения номера на данный момент четко прописана в действующих нормативных правовых актах, редакции которых подготовлены, в том числе, при непосредственном участии специалистов ФГУП ЦНИИС. Операторы связи и оператор БДПН обрабатывают поступающие к ним запросы практически без сбоев и выполняют возложенные на них функции в штатном режиме.

"Кроме этого, операторы связи стали некоторым образом популяризировать данную услугу, на сайтах практически всех операторов мобильной связи для абонентов опубликованы условия перехода с сохранением номера, выбор тарифного плана, а также предоставляется возможность в удаленном режиме оставить заявку на перенос номера. При упрощении процедуры переноса (в том числе появлении системы электронной подачи заявления через соответствующий раздел на портале госуслуг или мобильное приложение)  и сокращения минимальных сроков, есть уверенность, что услуга станет еще более востребована. ФГУП ЦНИИС как оператор БДПН технически готов к данным мероприятиям", - отметили в ЦНИИС.

ЦНИИС с III квартала 2015 г. перечисляет средства в фонд УУС. С того момента для ЦНИИС стоимость эксплуатации базы начала становиться ниже, чем платежи, которые ЦНИИС получает от операторов связи. В III квартале 2015 г. институт перечислил в резерв 900 тыс. руб., в IV квартале 2015 г. - 7,7 млн руб., во II квартале 2016 г. - до 10,4 млн руб., в IV квартале 2016 г. - 17,8 млн руб.

В ФГУП ЦНИИС отметили, что переход оператора БДПН на самоокупаемость связан не только с общей положительной динамикой оказания услуги MNP абонентам, но и с рядом мероприятий, проводимых ЦНИИС и направленных на сокращение затрат на создание и обеспечение функционирования БДПН. "Что касается возможного увеличения объема средств, которые ЦНИИС планирует перечислять в резерв универсального обслуживания, то в этом вопросе нам бы не хотелось давать никаких прогнозов, поскольку в данном случае практически все зависит от активности абонентов и маркетинговой политики, проводимой операторами связи. Предугадать их очень сложно", - отметили представители ЦНИИС.

Отметим, что до III квартала 2015 г. ситуация складывалась прямо противоположным образом. ЦНИИС получал от операторов связи меньше, чем тратил на ведение БДПН. Соответственно, по приказу Минкомсвязи, расходы на эксплуатацию базы возмещались институту из резерва универсального обслуживания. По данным Россвязи, в IV квартале 2013 г. ЦНИИС получил из резерва 33,9 млн руб., в 2014 г. в I квартале - 25,1 млн руб., во II - 14,4 млн руб., в III - 15,6 млн руб., в IV - 25,6 млн руб., в 2015 г. в I квартале - 13,4 млн руб., во II квартале - 5,3 млн руб. (см. новость ComNews от 4 августа 2015 г.; см. новость ComNews от 25 августа 2015 г.). Если в 2014 г. из резерва универсального обслуживания на финансирование создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров было потрачено 73,4 млн руб, в 2015 г. - уже 59 млн руб.

Услуга переноса мобильного номера (MNP, Mobile Number Portability) заработала в России 1 декабря 2013 г. По заявлению сотрудника Минкомсвязи, MNP набирает популярность у российских абонентов. Как сообщала пресс-служба министерства, отметка в миллион перенесенных номеров была пройдена 9 февраля 2015 г. Показатель в 3 млн перенесенных номеров был достигнут уже 30 марта 2016 г. "То есть до 30 марта 2016 г. в среднем в России ежемесячно переносилось примерно 110 тыс. номеров. А за период с конца марта по начало августа 2016 г. услугой воспользовалось уже около 800 тыс., то есть происходило около 200 тыс. переносов в месяц", - следовало из сообщения ведомства (см. новость ComNews от 9 августа 2016 г.).

6 июля 2017 г. количество заявок на перенос мобильного номера (услуга Mobile Number Portability, MNP) достигло отметки в 10 млн. По состоянию на 17 июля 2017 г. количество заявлений абонентов на перенос мобильного номера в России достигло 10,1 млн, а общее число перенесенных номеров более 6,1 млн.