© ComNews
21.08.2017

Корнем проблем ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) является выход на московский рынок, причем оператор и в долгосрочной перспективе не сможет выйти на положительные результаты в Москве. Так считает топ-менеджмент ПАО "ВымпелКом". Компания выпустила аналитический отчет, в котором делает выводы о положении на рынке операторов связи "большой четверки". Сам Tele2, а также опрошенные ComNews аналитики иначе оценивают перспективы "Т2 Мобайл" на будущее.

Авторами отчета стали исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса "ВымпелКома" Александр Поповский, директор по корпоративной стратегии компании Олег Митасов и ее ведущий эксперт по корпоративной стратегии Виктор Давыдкин. Они считают, что Tele2 демонстрирует стратегическое отставание по радиочастотному спектру: нет спектра для запуска сетей 2G и недостаточно спектра для 3G/4G. Кроме того, по их мнению, Tele2 всегда будет иметь худшую структуру затрат, что не позволит предложить абонентам низкие цены экономически оправданным способом. "По нашему мнению, эта ситуация неизбежно приведет к структурным изменениям в финансовой модели Tele2", - говорится в отчете.

Кроме того, топ-менеджеры "ВымпелКома" считают бесперспективным и рискованным запуск виртуальных мобильных операторов. "Мы пока не видим места на российском рынке для крупных MVNO: нет достаточно больших сегментов, потребности которых не удовлетворяли бы существующие операторы", - отмечается в отчете.

Пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина сообщила, что оператор не согласен с выводами отчета "ВымпелКома". "Выход в Москву окончательно закрепил за Tele2 статус федерального оператора. Московский регион - один из ключевых рынков для Tele2, на котором мы успешно наращиваем свою долю", - пояснила она.

Ольга Галушина также подчеркнула, что ставка на MVNO - закономерный путь развития для оператора, который хочет нарастить долю на насыщенном телеком-рынке. "Используя бренды и лояльную базу своих партнеров, Tele2 выходит в другие, нецелевые для основного бизнеса сегменты. Через запуск виртуального оператора компания может предоставить клиентам персонифицированный продукт со своей дополнительной ценностью от компании", - говорит она. В Tele2 считают, что MVNO - это новое бизнес-направление с хорошей экономикой и выручкой с перспективой на ближайшие пять лет.

Пресс-служба ПАО "Ростелеком" не находит исследование "ВымпелКома" независимым и беспристрастным ко всем участникам рынка. По словам сотрудника оператора, MVNO-проект "Ростелекома", организованный на сети Tele2, развивается успешно, абонентская база уже превышает 500 тыс. "Наш проект ориентирован на создание и предоставление продуктов 4Play, а не просто на оказание услуг мобильной связи", - говорит он.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов полагает, что факты насчет Tele2, приведенные в аналитическом отчете, верны, однако выводы топ-менеджмента "ВымпелКома" слишком категоричны. "Московский рынок действительно не поддается захвату Tele2. Оператор быстро нарастил свою долю на нем до 5%, однако потом сильно замедлил темпы роста. Низкая экономическая эффективность Tele2 в Москве связана с низкими доходами. Кроме того, стройка в Москве потребовала огромных ресурсов", - говорит эксперт.

Тем не менее Константин Анкилов полагает, что у Tele2 есть шансы в долгосрочной перспективе выйти на положительные результаты в Москве. Абоненты все больше пользуются мобильным Интернетом, поэтому Tele2 для развития нужен как раз имеющийся у него радиочастотный спектр для развития связи в стандарте 3G/4G.

"Ситуация в телекоммуникационной отрасли крайне проста: органический рост в ней закончился, новых драйверов роста не видно. Для масштабной инновационной деятельности российские телекомы слишком невелики, поэтому они фокусируются на тарифной политике и сокращении затрат. При этом, безусловно, ожесточенная конкуренция не делает их жизнь легче", - говорит аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. Он сравнил ситуацию в отрасли с выходом на боксерский ринг, когда бойцы с помощью энергичной лексики выводят соперников из равновесия.