Владислав Новый
24.08.2017

Объем рынка интернета вещей (IoT) в сегменте российского крупного бизнеса в 2017 году составил 20,8 млрд руб., подсчитали iKS-Consulting и Orange Business Services. Рынок будет расти медленнее ожиданий — примерно на 12% в год, до 30 млрд руб. через три года. Ранее эксперты не в полной мере учли моральное устаревание производственных активов и неактуальность нормативных требований.

Совокупный объем корпоративного рынка IoT в 2017 году составил 20,8 млрд руб., говорится в исследовании iKS-Consulting и Orange Business Services (есть у "Ъ"). Основная выручка создателей решений IoT сгенерирована в транспортной отрасли: объем этого сегмента составил 13,1 млрд руб. В промышленности объем IoT достиг 3,6 млрд руб., в недвижимости ("умные здания") — 2,1 млрд, в финансовой сфере — 1,16 млрд, в розничной торговле — 0,7 млрд руб. Аутсайдером по внедрению IoT-решений стало сельское хозяйство: объем рынка в нем составил 0,1 млрд руб.

Объем корпоративного рынка IoT учитывает общую сумму денег, которую крупный бизнес тратит на интернет вещей, при этом не учитывались госпроекты и малый и средний бизнес, пояснили в Orange Business Services.

В ближайшие три года корпоративный рынок IoT в России вырастет до 30 млрд руб. при среднегодовом темпе роста 12%. Исходно компании и эксперты, участвовавшие в исследовании, ожидали роста рынка не менее чем на 15–20% в год, пояснил представитель Orange Business Services. Пересмотр темпов роста связан, по его словам, "с возможной недооценкой сдерживающих факторов".

Так, в промышленности развивать интернет вещей мешают "устаревшие требования по стандартизации, а также моральное устаревание производственных активов", а в сельском хозяйстве — "низкий уровень информатизации отрасли", отмечается в исследовании. Сложности в экономике и отсутствие средств не дают бизнесу возможности инвестировать в долгосрочные высокотехнологичные проекты, констатируют эксперты. Впрочем, это не помешает нарастить количество подключений в транспортной отрасли с 2,3 млн в 2017 году до 3,2 млн в 2020-м, а в ритейле — с 1,4 млн до 4 млн соответственно.

Участники рынка позитивно оценивают перспективы IoT. Так, в ОАО РЖД внедрение интернета вещей включено в корпоративную стратегию развития IT до 2020 года, отмечает представитель компании. Собеседник "Ъ" в одном из крупных предприятий АПК рассказывает, что в корпоративном парке комбайнов уже сейчас используются решения, которые можно отнести к интернету вещей. "У нас уже стоят GPS на комбайнах, есть чипы у каждой коровы в ухе и есть компьютерные системы, куда занесены данные о коровах",— поясняет он. По словам собеседника, рано утверждать, что АПК — аутсайдер по внедрению IoT, сначала нужно договориться о сути термина, ведь пока "никто не может сказать определенно, что такое IoT".