© ComNews
07.11.2017

Разработчик приложений виртуальной реальности Fibrum создал для AliExpress платформу, ставшую основой для 121 виртуального магазина ретейлера в 11 городах России. В Fibrum отметили, что уникальность решения заключается в том, что оно построено на технологии Web-VR, а это значит, что для посещения такого магазина достаточно браузера телефона и доступа в Интернет. Эксперты ретейлера отмечают, что в случае успеха AliExpress может рассмотреть этот опыт для того, чтобы запускать полноценные виртуальные магазины, так как стоимость их открытия и содержания в разы меньше, чем обычных точек продаж.

Как пояснил корреспонденту ComNews основатель и генеральный директор компании Fibrum Илья Флакс, над разработкой виртуальных магазинов работали 10 специалистов Fibrum, и все работы были выполнены за полтора месяца.

По его словам, уникальность решения заключается в том, что оно построено на технологии Web-VR, а это значит, что для посещения такого магазина достаточно браузера телефона и доступа в Интернет.

"Посетителям, скачавшим приложение или зашедшим по ссылке, предлагается выбор из трех типов магазинов Tmall - "техника", "детям" и "мода". Зайдя в каждый из них, покупатель оказывается среди виртуальной продукции. Кликая на товары, он может получить дополнительные сведения о них, узнать цену и затем приобрести понравившийся товар", - рассказал Илья Флакс.

В пресс-службе AliExpress добавили, что это по сути либо ссылка, либо QR-код, а виртуальный магазин расположен по нему в онлайне. Решение для AliExpress уникально не только для российского, но и для мирового рынка. Представитель AliExpress сказал, что компания вложила примерно 12 млн руб. в сеть магазинов с элементами виртуальной реальности.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о сотрудничестве Fibrum с другими ретейлерами, Илья Флакс сказал, что пока компания следит за реакцией других брендов на подобную активацию и ждет предложений подобного сотрудничества. "Мы надеемся, что успешный пример китайской торговой площадки вдохновит другие бренды на покорение виртуального пространства", - резюмировал Илья Флакс.

В разговоре с корреспондентом ComNews глава Fibrum отметил, что преимущества платформы состоят в том, что пользователь может посмотреть товар с разных сторон, покрутить, изучить его детально. "Вдобавок ко всему, процесс шопинга геймифицирован: пользователей ждут встроенные акции, скидки, купоны и многое другое", - добавил он.

При этом продавец, используя подобные решения, не тратит большие средства на аренду, наем персонала, логистику и т.д. Это позволяет развивать сеть продаж с минимальными затратами.  

В Fibrum уточнили, что Россия стала первой страной, где были открыты VR-магазины ретейлера. "AliExpress планирует оценить работу VR-магазинов в России и, основываясь на полученных данных, принять решение о полноценном запуске подобных проектов на глобальном уровне", - отметили в пресс-службе Fibrum.

Как уточнил Илья Флакс, открытие виртуальных магазинов прошло в три этапа: 3 ноября виртуальные магазины открылись в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и Челябинске, 4 ноября - в Уфе, Самаре, Казани и Ростове-на-Дону, а 5 ноября - в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде.

"Задачей Tmall (одно из подразделений AliExpress, которое работает в премиальном сегменте - Прим. ComNews) является максимальный охват населения городов-миллионников, именно поэтому выбор пал на указанные выше города", - сказал Илья Флакс.

По словам представителя AliExpress, уже сейчас многие ретейлеры ищут, как применить виртуальную реальность для себя. Это касается и обзора товаров, и виртуальной примерки. "С помощью таких проектов можно понять общие настроения покупателей и их заинтересованность вопросом", - сказал он.

Эксперты ретейлера отмечают, что в случае успеха AliExpress может рассмотреть этот опыт для того, чтобы запускать полноценные виртуальные магазины, так как стоимость их открытия и содержания в разы меньше, чем обычных точек продаж. При этом виртуальный магазин можно размещать в самых проходимых местах города, от парков до кафе, и не привязываться к торговым центрам или любым объектам. 

Корреспондент ComNews опросил нескольких ретейлеров с целью узнать, есть ли аналогичные проекты у них.

Директор по e-commerce интернет-магазина "Связной" Андрей Полончук отметил, что виртуальная реальность - один из трендов ближайших лет во взаимодействии с покупателями, однако сейчас подобные решения не являются массовыми.

"Подобные проекты в ретейле являются, скорее, развлечением для покупателей и привлекают их внимание к магазину, чем оказывают какое-то влияние на продажи", - заметил он.

Андрей Полончук сказал, что ситуация связана прежде всего с низким уровнем проникновения VR в России. По его словам, приложений для виртуальной реальности и инструментов, при помощи которых можно пользоваться ее преимуществами, пока немного. Это в основном смартфоны, причем высоких ценовых категорий, а также очки и шлемы, которые пока востребованы только у любителей технических новинок.

"Связной" рассматривает возможность применения технологий виртуальной реальности в продажах в будущем, но пока на рынке нет решений, которые полностью удовлетворяли бы наши потребности", - заключил Андрей Полончук.

В компании "М.Видео" напомнили про платформу goods.ru. Развитием маркетплейса занимается основатель "М.Видео" Александр Тынкован и группа "Сафмар" Михаила Гуцериева.

"Разработчиком пользовательской части платформы goods.ru выступил стартап AERO. Вместе с AERO мы разрабатывали макеты всех страниц goods.ru для ПК и мобильных устройств", - сказали в "М.Видео".

Представитель ретейлера уточнил, что от разработчика требуется создание логичной, понятной для пользователя организации целого ряда функций, которых нет в обычных интернет-магазинах - например, возможность показать несколько ценовых предложений в одной карточке товара или организовать корректное представление разных механик доставки", - рассказали корреспонденту ComNews в "М.Видео".

Руководитель цифровой лаборатории группы компаний Softline Юрий Зайцев отметил, что проект AliExpress и Fibrum - очередное подтверждение трендов развития цифровой экономики. "Одним из этих трендов является создание нового потребительского опыта с использованием технологий, которые ранее в ретейле либо не применялись, либо применялись ограниченно. Благодаря этим технологиям появилась возможность стереть границы физического мира и цифрового", - заметил эксперт Softline.

Юрий Зайцев считает, что во многом успех подобных проектов зависит от готовности потребителей получать предлагаемый им новый потребительский опыт. 

В разговоре с корреспондентом ComNews директор Центра виртуальной реальности компании "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Александр Леус рассказал, что AR- и VR-проектов становится больше как в мире, так и в России. "По данным экспертного опроса "Крока" и MOMRI, проведенного среди руководителей более 200 крупнейших компаний России, 70% участников исследования считают применение виртуальной реальности в рамках своего бизнеса и отрасли перспективным. Развивать VR-технологии для решения своих бизнес-задач планируют ретейл, телеком, нефтегазовые и промышленные предприятия", - привел данные исследования Александр Леус.

Он отметил, что среди популярных сценариев применения VR и AR, которые "Крок" реализует в своем Центре виртуальной реальности, - обучение производственного персонала, техническая визуализация для промышленного проектирования, создание AR-каталогов для поддержки продаж и создание виртуальных копий музейных экспонатов.

"Виртуальная реальность меняет способ взаимодействия с потребителем и в этом смысле остается очень перспективной технологией для применения в рознице. Внедрение VR в ретейле и онлайн-продажах несомненно будет способствовать развитию новых сервисов для покупателей и формированию пользовательского опыта совершенно нового типа за счет возможности увидеть товар в деталях. Несмотря на это, говорить о полноценном VR-шопинге пока рано, так как для стабильной работы технологии необходима VR-Ready-инфраструктура и достаточное количество пользователей и доступных устройств с поддержкой VR. Пока же их доля невелика", - отметил Александр Леус.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын считает, что ретейлеры, безусловно, будут приветствовать совместное продвижение в любых формах, которые привлекут внимание потребителей. "Если очки виртуальной реальности станут достаточно дешевыми, их будут бесплатно класть на столики кафе, как деловые газеты на стенде у входа, и раздавать в метро и автобусах - чтобы пассажиры не теряли время, благо в их распоряжении есть бесплатный Wi-Fi", - заключил аналитик.