Большим данным - большое регулирование
В ближайшем будущем государство займется детальной проработкой регуляторики в области больших пользовательских данных - от понятийного аппарата до конкретных правовых актов. Об этом заявил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, выступая на VIII Международной конференции "Защита персональных данных". Игроки отрасли уверены, что нужно начинать не с жесткого регулирования, а с определения общих принципов работы с большими объемами данных, рассматривая все спорные вопросы комплексно и взаимодействуя с отраслью.
"Требуется не только установление особого правового режима для больших пользовательских данных, встает вопрос описания регулирования рынка услуг, связанных с оборотом личностных идентификаторов и их производных", - заявил Александр Жаров (на фото). Он назвал большие пользовательские данные "топливом экономических процессов нового цифрового уклада". Глава Роскомнадзора также привел данные компании McKinsey, согласно которым в России потенциальный экономический эффект от цифровизации увеличит ВВП страны к 2025 г. на 4,1-8,9 трлн руб. Это составит от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП.
Руководитель Роскомнадзора считает, что в России необходимо сформировать единую цифровую среду доверия, развивать приемлемую систему идентификации и аутентификации взаимодействующих субъектов, обеспечить эффективную защиту от несанкционированного доступа к персональным данным. Кроме того, реализация госпрограммы "Цифровая экономика РФ" потребует анализа действующей нормативной базы, особенно в правоотношениях, связанных с обработкой персональных данных.
Роскомнадзор выступает за постоянный диалог государства, общества и бизнеса, в котором стороны могут высказать свою позицию и услышать иные мнения. "Чрезмерное регулирование сократит возможности для роста рынка. Недостаток регулирования может привести к игнорированию предпринимателями личных прав и интересов граждан", - полагает Александр Жаров.
Как говорит пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева, вопросы обработки данных об абонентах и других субъектах, в том числе персональных данных, уже в достаточном объеме - а в некоторых случаях даже в избыточном - регулируются законодательством. "В части регулирования обработки больших данных мы считаем, что начинать нужно не с жесткого регулирования, а с определения общих принципов работы с большими объемами данных, - отметила она. - После этого практика применения покажет достаточность или недостаток регулирования". По ее словам, главное, чтобы при обработке больших объемов данных не нарушались личные права граждан и интересы государства.
Руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина обратила внимание на то, что большие данные - одна из основных сквозных технологий, о которых говорится в программе "Цифровая экономика". По ее словам, у "МегаФона" уже есть опыт успешного применения больших данных. Еще в 2014 г. оператор запустил сервис "Елена" (виртуальный консультант), который позволяет обрабатывать более 1 млн обращений абонентов в год. Кроме того, оператор создал тарифную линейку "Включайся!" на основе анализа предпочтений 2 млн абонентов.
"Для дальнейшего эффективного развития технологии больших данных как в частном, так и в публичном секторах важно рассматривать все спорные вопросы комплексно и при тесном взаимодействии с отраслью, выработать отраслевые рекомендации", - считает представитель "МегаФона". Один из самых важных вопросов - приравнивание больших данных к конфиденциальной информации. "Мы рассчитываем, что государство разъяснит бизнесу, что является персональными данными, что защищается как тайна связи, тайна личной жизни, а что нет. Это будет стимулировать обмен данными и улучшение качества таких больших данных", - подчеркнула она.
По словам директора по бизнес-приложениям "Крок" Максима Андреева, компания "Крок" не собирает большие пользовательские данные, но у нее есть опыт реализации проектов по созданию хранилищ данных в соответствии с подходами Big Data. "Возможно, в ближайшее время мы задумаемся и о решениях по работе с большими пользовательскими данными", - заявил он. По его словам, проработка регуляторики в области больших пользовательских данных в России нужна. "Причем регулирование должно носить характер упрощения работы для добросовестных, зарекомендовавших себя на рынке компаний. Сегодня формальное следование требованиям закона о персональных данных нередко ведет скорее к увеличению затрат, а не к повышению уровня защищенности этих данных", - посетовал он.
По мнению Максима Андреева, главным ресурсом в экономике по-прежнему остаются люди, а не данные. "Мы еще не исчерпали потенциал производительности труда и эффективности за счет доступных инструментов "прошлого века". Данные же все больше становятся важным фактором в тех областях, где высокая конкуренция уже привела к активному использованию более традиционных методов для развития", - отметил он.
Генеральный директор Reg.ru Алексей Королюк подчеркнул, что большие пользовательские данные не имеют ценности сами по себе - они ценны только вместе, как средство оптимизации или расширения свойств продукта. По его мнению, законодательно следует определить только чувствительные данные, которые могут повлиять на безопасность граждан, при помощи которых происходит взаимодействие гражданина и государства. "Но ни в коем случае не пытаться объять необъятное, намереваясь описать и определить все и вся. Это будет ограничивать экономику больших данных и тормозить эффект для экономики в целом. Текущее регулирование в России, Европе и США уже сильно душит только зарождающиеся и развивающиеся направления. Поэтому сейчас нужно пересматривать аспекты уже имеющихся законов, чтобы что-то упростить, а что-то дополнить в части контроля распространения", - считает он.
Алексей Королюк считает, что в цифровой экономике может работать только метод итерационного подхода к законам. Он подчеркнул, что фактически это означает постоянное изменение законодательной базы, ее совершенствование и применение принципа "Все, что не запрещено - то разрешено".