Вероника Горячева
14.11.2017

Неясная правовая "сущность" криптовалют не мешает им приносить доход, который облагается НДФЛ, счел Минфин. При этом декларировать данный доход физлица должны самостоятельно. Эксперты уверены: администрировать налогообложение подобных доходов почти нереально. Значит, разъяснения рассчитаны исключительно на добровольцев, которые захотят легализовать средства от продажи криптовалют.

На днях Минфин выпустил сразу два письма, посвященные криптовалютам. В первом он признал, что пока неясно, чем их считать — средством платежа, имуществом или ценной бумагой. На сегодняшний день "правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве" не определены, указали в министерстве. В другом письме Минфин сообщил, что, несмотря на неясный статус криптовалют, доходы от сделок с ними облагаются НДФЛ. Особый порядок налогообложения сделок с биткойнами не установлен, следует из письма. Значит, при определении облагаемого дохода по подобным сделкам действует общий порядок, когда "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить".

Оценивать выгоду от сделок с криптовалютой, декларировать полученный доход и рассчитывать налог (НДФЛ) Минфин предлагает гражданам самостоятельно. На запрос "Ъ", что считать доходом в случае сделок с криптовалютой — валовый доход от сделки или же разницу между ценой покупки и продажи валюты, в Минфине не ответили. "В настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Банком России… ведется работа по подготовке законодательных предложений, определяющих статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий,— сообщил представитель Минфина.— Частью этой работы является также формулирование предложений по определению порядка налогообложения криптовалют". В ФНС сообщили "Ъ", что не комментируют письма финансового министерства. Однако собеседник, знакомый с позицией ФНС, отметил, что здесь считают первостепенным определиться с правовым статусом криптовалют.

На практике администрирование налога на доходы с криптовалют задача нереализуемая. По словам сооснователя и гендиректора криптобанка Wirex Павла Матвеева, чтобы доказать причастность человека к сделкам с криптовалютой, налоговикам потребуется отслеживать трансакции, а также наладить информационный обмен с биржами для получения доступа к базе KYС (идентификационные данные клиентов). Рассчитать налог с разницы между покупкой и продажей биткойнов также представляется малореальным. "Зафиксировать курс, по которому криптовалюта была куплена или продана, представить юридически значимый документ невозможно,— отмечает управляющий партнер компании United Traders, криптотрейдер Анатолий Радченко.— Это могли бы быть заверенные нотариально скриншоты с каких-то бирж, но кто их будет заверять и как защитить от подделки подобные документы?" Однако в определенных ситуациях объект налогообложения все же может быть вполне очевиден. "Если оплата за криптовалюту поступила на счет в российском банке, то валовый доход от сделки определить можно,— отмечает партнер Taxology Алексей Артюх,— Как и удержать с него 13% НДФЛ".

Впрочем, добровольно уплатить налог от доходов с криптовалютой гражданам ничто не мешает. По словам главы АБ "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгения Корчаго, позиция Минфина не вступает в противоречие с налоговым законодательством, в данном случае не имеет значения, что принесло налогоплательщику доход — продажа какого-либо имущества или же криптовалют. "В нашей стране сделки с криптовалютой не запрещены, значит, разрешены, и если физлицо пожелает подобный доход задекларировать и уплатить с него налог — это его полное право",— заключает господин Корчаго. По словам юристов, предложение Минфина может быть интересно желающим превратить криптовалюту в рубли и легализовать средства, уплатив за это 13% налога, но вряд ли таких будет много.

В целом же эксперты ожидают повторения истории 2015 года, когда Минфин выпустил сразу несколько писем о необходимости декларировать доходы граждан от продажи валюты. Тогда Минфин фактически, как и в случае с криптовалютой, приравнял сделки по продаже долларов и евро к сделкам по реализации имущества. "Было очень много шума по данному поводу, но в итоге не было ни одного дела по привлечению к ответственности за неуплату НДФЛ по сделкам с валютой,— отмечает Евгений Корчаго.— Думаю, то же самое будет и с письмом по криптовалютам".