Кирилл Седов
13.12.2017

В 2014 г. "Ростелеком" запустил поисковик и одноименный браузер "Спутник", который, однако, за прошедшее время не обрел широкой популярности – по данным LiveInternet, у sputnik.ru нет даже 1% поискового рынка рунета.

В мае этого года несколько собеседников, близких к оператору, рассказывали "Ведомостям", что проект должен быть либо закрыт, либо переориентирован. Но "Ростелеком" все же решил вложиться в этот сервис. Как следует из материалов закупок госоператора, "Ростелеком" потратит на развитие поисковика "Спутник" и одноименного браузера 260,4 млн руб.

Сейчас "Ростелеком" хочет повысить качество поиска, например, путем вычленения ключевых слов в "многословных запросах", следует из технического задания. Кроме того, поисковик должен научиться анализировать поток запросов пользователей на портале. Есть задачи и по развитию браузера: он должен давать корпоративным пользователям возможность контроля операций пользователей браузера. Кроме того, подрядчик должен был обеспечить возможности скрытой установки и удаления браузера на компьютере. Среди уже реализованных задач представитель госоператора называет возможность расширенного поиска с уточнением параметров запроса. Кроме того, несколько компаний и государственных структур проводят тестирование двух новых продуктов, созданных в этом году, – "Корпоративного поиска" и "Корпоративного браузера". Кроме того, браузер "Спутник" должен работать под управлением операционных систем из реестра отечественного софта, говорится в техническом задании "Ростелекома".

Одной из основных задач "Спутника" было обеспечить приоритет официальных источников информации и высокую релевантность в целом по запросам, связанным с взаимодействием человека и социальных институтов, рассказывал "Ростелеком".

В мае этого года президент "Ростелекома" Михаил Осеевский говорил журналистам, что госоператор не планирует закрывать проект поисковика "Спутник" и у него могут появиться "дополнительные приложения", которые могут быть использованы "для обработки больших данных".

Действительно, техническое задание предусматривает создание технологий для анализа больших данных, обращает внимание представитель "Ростелекома" Андрей Поляков. По его словам, сейчас "Ростелеком" видит "Спутник" своим технологическим центром в области обработки таких данных. На основе анализа данных, полученных поисковиком, госоператор в 2017 г. провел пилотные проекты по предоставлению таргетированных сервисов и услуг отдельным группам абонентов и остался доволен результатами, рассказывает Поляков.

Причина того, что Google или "Яндекс" могут работать с большими данными, заключается в том, что еще раньше их поисковики победили в конкурентной борьбе, рассуждает партнер KPMG Николай Легкодимов. Затем вокруг поисковиков возникла инфраструктура, которая позволила собирать большие данные пользователей. Чтобы анализировать эти данные, "Спутнику" нужно вначале научиться их привлекать, резюмирует Легкодимов.