Анна Щербакова
© ComNews
18.01.2018

ООО "ВЭБ Инновации" (дочерняя компания Внешэкономбанка, ВЭБ, специализирующаяся на инвестициях в инновации) вложит до $4 млн в резидента "Сколково" - компанию "Компо", производителя электронных ценников нового поколения для розничной торговли. Разработанная "Компо" технология производства ценников на основе электронных чернил (e-ink) была впервые внедрена в 2014 г. Проект уже прошел пилотные испытания в России. Запуск коммерческих поставок электронных ценников запланирован на IV квартал 2018 г.

Как рассказал корреспонденту ComNews генеральный директор и учредитель ООО "Компо" Александр Белоус, технология реализуется в крупных торговых сетях. "Использование электронных ценников позволит увеличить на 3-5% показатель товарооборота розничных сетей.

"Наша компания будет позиционироваться как игрок в сегменте staffless store - технических решений, которые направлены на автоматизацию торговых залов и позволяют взаимодействовать с покупателем непосредственно в процессе покупки. Сегодня автоматизация процессов и их перевод в цифровой формат - один из hot topics в развитии технологий. Например, американская компания Amazon и китайская Alibaba запустили несколько магазинов в формате staffless store, где большая часть процессов автоматизирована и не требует участия персонала", - отметил Александр Белоус и добавил, что речь идет не просто об электронных ценниках, а о полноценной автоматизации торговых залов, хотя именно электронные ценники на сегодняшний день являются флагманским и наиболее массовым продуктом в ходе интеллектуализации торговли.

Генеральный директор "ВЭБ Инновации" Кирилл Булатов сообщил корреспонденту ComNews, что планируемый объем инвестиций в проект составит $3-4 млн. "Предусмотрено получение "ВЭБ Инновации" доли в уставном капитале компании "Компо" в размере от 25% до 45%", - сказал он. Кирилл Булатов заверил, что точные цифры по проекту будут определены в ближайшее время. "Достигнута договоренность о том, что компания "ВЭБ-Лизинг", являющаяся третьей стороной в рамках соглашения, обеспечит финансирование на условиях передачи электронных ценников крупным ретейл-сетям по договорам финансовой аренды. Иными словами, лизинговая программа позволит клиентам - розничным сетям - "разнести" финансовую нагрузку на бюджет", - добавил он.

Кирилл Булатов отметил, что в основе продукта, разработанного компанией "Компо", лежит техническое решение, которое было полностью создано и впервые внедрено в России. "Такие технологии создают базу для развития розничной торговли в нашей стране, полностью соответствуя логике цифровой экономики, и формируют базу для выхода российских технологических компаний на внешние рынки. Мы рассчитываем, что с финансовой поддержкой с нашей стороны компания "Компо" сможет уверенно реализовать экспортный потенциал перспективной технологии", - говорит он.

По мнению Кирилла Булатова, рынок электронных ценников только зарождается: "Сейчас на нем присутствуют две компании-лидера - Pricer и SES-Imagotag - с годовым оборотом порядка $200 млн каждая. Взрывной рост рынка возможен при условии достижения экономических показателей, обеспечиваемых электронными ценниками нового поколения. "Новое поколение" означает улучшение эксплуатационных характеристик, создание более гибких технических решений при более низкой стоимости". Генеральный директор "ВЭБ Инновации" рассчитывает, что российский рынок станет своего рода трамплином для "разгона" технологических решений компании "Компо" на зарубежных рынках.

Помимо сотрудничества с российскими операторами сетей розничной торговли, "Компо" имеет представительства за рубежом и ведет интенсивные переговоры о выходе на китайский, иранский рынки, а также об организации сбытовой сети в странах ближнего зарубежья. По данным компании "Компо", партнерство с "ВЭБ Инновации" позволит использовать контакты и инфраструктуру группы ВЭБ по всему миру, что облегчит выход на международные рынки. "Компо" планирует поставлять на рынок до 20 млн электронных ценников ежегодно, непрерывно наращивая производство в ближайшие пять лет", - пояснил Александр Белоус.

Директор Центра инновационных технологий для ретейла фонда "Сколково" Ольга Стрелова рассказала, что электронные ценники импортного производства уже используются в отечественных магазинах, но спрос на них еще не удовлетворен. "Сети заинтересованы во внедрении электронных носителей для выставления цены продукции, но выгода от использования рыночных предложений пока не окупает инвестиций в проект, - поясняет она. - Стартовая стоимость одного ценника начинается от $5, и при больших объемах инвестиции в ценники и инфраструктуру вокруг них окупаться будут очень долго. Лидером на рынке электронных ценников станет тот производитель, который сможет снизить стоимость ценника минимум вдвое. Возможно, лизинговая программа от компании "ВЭБ-лизинг" для "Компо" поспособствует этому".

По словам Ольги Стреловой, скрытый потенциал использования электронных ценников очень большой: возможность гибко изменять цену товара в зависимости от времени суток, промоакций, погоды и даже индивидуальных предпочтений покупателя предоставит ретейлеру возможность для экспериментов с ценообразованием и инструментами лояльности. Потенциал этих механик сложно оценить заранее, не экспериментируя.

Заместитель руководителя фонда Softline Ventrure Partners Дмитрий Поляков в разговоре с корреспондентом ComNews, ссылаясь на открытые источники, напомнил, что сеть гипермаркетов "Верный" еще с 2012 г. работает с электронными ценниками. "Магнит" и "М.Видео" в 2016 г. запустили пилотные проекты. "По оценкам специалистов, цена вопроса для одного магазина формата "Пятерочки" или "Дикси" может составлять около 100-150 тыс. евро", - отметил он.

"Инвестиции "ВЭБ Инновации" в отечественного разработчика технологии "Компо", предоставление ему возможности доступа к широкому спектру финансовых инструментов группы ВЭБ позволяют надеяться, что российские розничные сети смогут получать продукцию компании на выгодных условиях, дав толчок в развитии технологии электронных ценников в нашей стране", - говорит Дмитрий Поляков.

В пресс-службе компании "М.Видео" корреспонденту ComNews рассказали о проведении сразу нескольких пилотных проектов по установке электронных ценников. "Автоматизированное решение позволяет значительно облегчить работу продавцов. Сервис существенно экономит ресурсы - бумагу и канцелярские товары, а также исключает возможность появления ошибок. Наконец, электронные ценники обладают большим техническим потенциалом и возможностью интегрировать дополнительный функционал - например, QR-коды с дополнительной информацией о товаре", - добавили в пресс-службе ретейлера.

Помимо названных компаний экспериментирует с электронными ценниками и ретейлер X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Как рассказали в пресс-службе компании, X5 тестирует ряд технологий электронных ценников с сентября 2016 г. в магазинах одной из торговых сетей в составе компании.

"В рамках пилотов оцениваются экономические, технические и эксплуатационные характеристики электронных ценников, влияние применения этой технологии на финансовые показатели, удобство и простота их использования для покупателей. Пока тестируются зарубежные разработки. Проект "Компо" пока не принимал участия в пилоте. По нашим предварительным оценкам, наличие электронных ценников может высвободить до 25% рабочего времени одного сотрудника в смену - около трех рабочих часов. Если говорить в целом о технологии электронных ценников, то ее ключевой особенностью пока является высокая стоимость внедрения и эксплуатации в масштабах федеральных торговых сетей", - отметил представитель X5 Retail Group.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын признает размер инвестиций в электронные ценники главным отпугивающим фактором для большинства ретейлеров. "Сейчас технологии электронных ценников дороги, по крайней мере в сравнении со стоимостью труда. Поэтому внедрение их не будет идти быстро", - говорит он.  

"Российский рынок розничной торговли - это 30 трлн руб. Сейчас на смену ценников уходит не менее 10% рабочего времени персонала. Сети, которые внедрили электронные ценники, говорят о росте эффективности работы на 20%. Что это значит, трудно сказать, но, по-видимому, технологии электронных ценников могут дать совокупный результат в виде увеличения продаж на 3% и экономии операционных расходов на 5-10%. Рынок все еще является довольно молодым, и помимо крупных компаний на нем работают специализированные, такие как SES-Imagotag с выручкой в 170 млн евро. Выручку всех компаний, которые работают на глобальном рынке электронных ценников можно оценить в $5-10 млрд", - отмечает Леонид Делицын.

Ольга Стрелова указывает на то, что в настоящее время, согласно открытым источникам, установлено несколько десятков миллионов электронных ценников, преимущественно в США и Европе. "Там электронные ценники получили широкое распространение благодаря сравнительно высокой оплате труда персонала, который до появления электронных ценников менял цены вручную. Стоимость оснащения магазина была сопоставима с расходами на заработную плату, поэтому электронные ценники быстро получили широкое распространение. В России на бюджет закупки и обслуживания электронных ценников можно много лет содержать персонал, который будет не только менять цены, но и производить другие операции в торговом зале, поэтому у нас выгода от инвестиций в эти технологии неочевидна", - резюмирует она.