Николай Орлов, генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ"
05.02.2018

Генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ" Николай Орлов в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал о планах компании на 2018 год, поделился мнением о перспективах вещания в форматах SD и HD, а также дал прогноз о развитии технологии Ultra HD.

- В будущем году исполнится 20 лет стандарту ТВ-вещания высокой четкости (HD): он был зафиксирован в рекомендации ITU-R ВТ.709‑3 и принят 11‑й исследовательской комиссией МСЭ в 1999 году. Можно ли утверждать, что HD стала основной технологией платного вещания в России?

- Вещание в стандартном качестве (SD) до сих пор занимает немалую долю на рынке. Отчасти это объясняется тем, что в России действует государственный социальный проект по бесплатному эфирному вещанию двадцати одного ТВ-канала (включая один муниципальный), и на всех операторов Pay TV распространяются обязательства по их ретрансляции. Государство в лице ФГУП "РТРС" ведет эфирное вещание в SD-качестве, так как осуществляет этот проект с максимальной экономией полосы частот (а радиочастоты - ​это ограниченный ресурс). И хотя РТРС проводит эксперименты и с HD-вещанием, государственная трансляция в стандартном качестве останется надолго, так как на частотный ресурс очень много претендентов среди операторов мобильной связи и силовых ведомств.

Многие российские операторы платного ТВ строят бизнес на основе HD-вещания. Два десятка обязательных общедоступных каналов имеют широкий тематический охват, и многие зрители могут ими ограничиться. Поэтому операторы Pay TV вынуждены предлагать нечто большее, и более качественная картинка, которую обеспечивает формат HD, как раз дает зрителю новое качество телесмотрения. То, что многие федеральные каналы ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, "Матч ТВ", ТНТ) запустили HD-версии, - ​лишнее тому подтверждение. Эти HD-версии отсутствуют в эфире, они доступны только в сетях операторов. У всех крупных операторов платного ТВ в России HD-вещание внедрено, да и в целом практически во всех цифровых сетях Pay TV доступны каналы в формате высокой четкости.

Вещание в HD при соответствующем маркетинговом подходе может стать для операторов уникальным торговым предложением, которое даст возможность поднять абонентскую плату, что при работе только в SD в современных условиях уже невозможно. Продолжающийся в России экономический кризис и западные санкции не повышают платежеспособность населения, но операторы Pay TV могут за счет различных вариантов пакетирования HD-каналов поднять ARPU хотя бы для компенсации инфляции.

- Как "Первый ТВЧ" принимает участие в HD-бизнесе?

- "Первый ТВЧ" не взаимодействует напрямую с абонентами: мы работаем с операторами, предоставляя им сервис в виде набора каналов (в частности, шесть телеканалов в HD). Запросы аудитории отличаются в зависимости от региона страны, да и операторы по-разному продвигают вещание в формате высокой четкости. Некоторые позиционируют HD как базовую услугу, а у других на контенте высокой четкости строятся премиальные пакеты. Операторы платного ТВ по-разному используют наши HD-каналы - ​в зависимости от бизнес-модели и особенностей абонентской базы.

- Сколько операторов являются клиентами компании "Первый ТВЧ"?

- У нас около 500 договоров с партнерами, но операторов платного ТВ, с которыми мы работаем, больше: в странах СНГ мы действуем через дистрибьюторов, а также сотрудничаем с контент-агрегаторами.

- Работает ли "Первый ТВЧ" в дальнем зарубежье?

- Да. Мы сформировали две версии наших каналов с правами вещания на весь мир (из контента, на который у нас есть соответствующие, в том числе эксклюзивные права, действующие на территории всего мира) и уже подписали несколько договоров за пределами СНГ. Но я не уверен в том, что это может стать большим бизнесом – ​прежде всего, из-за объема инвестиций, необходимых для покупки прав на глобальное вещание. Я сомневаюсь, что в США или Израиле те, кто эмигрировал из России/СССР более 20 лет назад, будут массово смотреть передачи, например, о российской охоте и рыбалке. Русскоязычная диаспора в дальнем зарубежье не столь многочисленна и не столь сконцентрирована на отдельных территориях, чтобы окупить инвестиции в права на контент и в сеть распространения сигнала.

- Планирует ли "Первый ТВЧ" в 2018 году увеличить количество каналов?

- У нас 12 каналов собственного производства - ​шесть в SD и шесть в HD, плюс еще по нескольким каналам "Первый ТВЧ" выступает дистрибьютором. Нам кажется, что на данном этапе этого достаточно. Утвержденных планов по расширению пакета каналов на данный момент нет. При этом должен заметить, что добавление новых каналов, закрытие невостребованных, корректировка программной политики существующих каналов - ​это наш постоянный рабочий процесс. В 2018 году мы проведем глубокий ребрендинг одного из своих каналов: по сути это равнозначно запуску нового канала. Кроме того, в том или ином виде ребрендинг затронет все наши каналы: в 2017 году его прошли пять каналов, а в этом году пройдут оставшиеся семь.

- Есть ли специальные технические требования, которые "Первый ТВЧ" предъявляет к поставщикам контента, а операторы, в свою очередь, - ​к возглавляемой вами компании?

- У нас весьма жесткие требования к качеству контента: их описание занимает несколько страниц и касается многих параметров, включая требования к видео и звуку, и каждый поставщик должен им соответствовать. При переговорах о взаимодействии с операторами всегда обсуждается бесперебойность доставки сигнала: в идеале, основная линия передачи данных должна идти по земле, а резервная - ​через спутник (мы стремимся к такому резервированному соединению со всеми операторами, когда это целесообразно экономически).

- На протяжении многих лет на российском рынке Pay TV не утихают дискуссии о том, кто кому должен платить: оператор поставщику контента (за возможность его ретрансляции) или поставщик (за право попадания в пакеты вещания). Какова в этом вопросе политика "Первого ТВЧ"?

- В целом эти отношения должны выстраиваться рынком. Государство, за исключением распространения обязательных общедоступных каналов, ничего не регулирует. Обычно операторы платят производителям и дистрибьюторам телеканалов по лицензионным договорам (таковы и наши принципы работы). Бывает и обратная ситуация: в основном она характерна для телемагазинов.

- Операторы платят поставщикам контента, исходя из размера абонентской базы. Какой из каналов "Первого ТВЧ" имеет самую большую потенциальную зрительскую аудиторию?

- Это канал "Охотник и рыболов": его технический охват превышает 15 млн абонентов.

- Лет пять назад провайдер спутникового вещания "Триколор ТВ" предупреждал, что некоторые операторы и телеканалы выдают обычную телевизионную картинку за HD, искусственно ее растягивая. Видите ли вы эту проблему на рынке до сих пор?

- Нет, массового явления "апскейла" (upscale) SD-картинки до HD я не вижу. А у "Первого ТВЧ" ситуация обратная: мы часто снимаем контент в HD, а потом искусственно "опускаем" его до SD (этот процесс называется downscale). Делаем мы это потому, что спрос на SD-контент явно сохраняется, и в стране нет ни одного оператора, который выключил бы вещание в стандартном качестве.

- На рынке уже несколько лет доступны контент и вещание в формате сверхвысокой четкости (Ultra HD, UHD). Намерен ли "Первый ТВЧ" переходить на создание контента в UHD?

- Все производство (включая нашу и партнерские студии) мы ведем в HD. Но мы понимаем, что будущее - ​за UHD, поэтому начали съемки пилотного проекта в таком формате. Он называется "Шесть чувств" (пять человеческих, а шестое - ​мистическое): в 6‑серийном краеведческом проекте мы рассматриваем Петербург с позиций каждого чувства, которые испытывает приехавший сюда человек. Мы планируем завершить съемки и монтаж во II квартале 2018 года. Проект оказался сложным в реализации: на съемку каждого объекта в Петербурге нужно получать разрешение (это не то, что снимать охотников и рыболовов в лесу). Запустить квадрокоптер с камерой UHD в большом городе тоже непросто: очень много препятствующих полетам проводов и электронных помех.

Но полностью переводить съемки в формат сверхвысокой четкости мы в обозримом будущем не собираемся: для это нужны слишком большие инвестиции. Ведь мало приобрести видеокамеры с поддержкой UHD - ​для работы в этом формате требуются также более мощные компьютеры для перекодирования контента, мониторы с необходимым разрешением, системы хранения данных соответствующего объема, внутренние студийные сети и внешние линии связи высокой пропускной способности.

Кроме того, "Первый ТВЧ" является дистрибьютором канала Insight UHD на территории России и стран бывшего СССР. Это позволяет нам получить совместный с операторами опыт распространения канала в формате UHD 4K.

- Станет ли UHD массовой технологией в 2018 году?

- Если говорить о коммерческой услуге, то, как мне кажется, пока нет общего понимания бизнес-модели для UHD. Но с точки зрения стратегии все операторы согласны, что вещание в UHD нужно начинать, - ​и те, которые готовы технологически, запускают первые каналы и VoD-сервисы в новом формате. У "Первого ТВЧ" как дистрибьютора канала UHD 4K есть опыт заключения лицензионных договоров с операторами для базового и дополнительного пакетов, а также по модели a la carte (возможность выбора каналов по одному, - ​Прим. "Стандарта"). Обсуждаются договоры для ресторанно-отельного сектора (HoReCa). Один из наших клиентов после запуска канала Insight UHD отметил, что у него легко наладилось взаимодействие с ретейлом, который вместе с 4К-телевизорами стал предлагать подписку на услуги этого оператора – ​именно по причине наличия у него в пакете канала UHD. В целом можно констатировать, что операторы России, да и всего мира, находятся в поиске эффективных моделей внедрения вещания в формате сверхвысокой четкости. "Первому ТВЧ" ближе подход прямой монетизации UHD-каналов в отдельном пакете. Эта модель позволяет однозначно учитывать UHD-абонентов. Но на данном этапе мы не считаем возможным навязывать нашим партнерам-операторам эту модель.

Сложнее всех запускать вещание в UHD операторам непосредственного спутникового вещания: они особенно ограничены высокой стоимостью спутниковой емкости. Например, спутниковый оператор Sky во всех странах присутствия запустил линейное вещание в UHD только спортивных каналов, а остальной контент сверхвысокой четкости распространяет через ОТТ-платформу.

- В 2018 году РТРС должна отключить аналоговое вещание в России и полностью перейти на "цифру". Какие изменения на рынке в этой связи вы ожидаете?

- Насколько я информирован, отключение "аналога" означает лишь то, что федеральные ТВ-каналы перестанут получать дотации на такой вид вещания из федерального бюджета. Но насильно отключать их никто не будет, и если тот или иной канал захочет продолжить аналоговое эфирное вещание за свой счет - ​он сможет это сделать беспрепятственно. Как поступят менеджеры каждого из эфирных каналов, я не знаю, но такой подход государства мне импонирует. С моей точки зрения, государственная политика в области ТВ-вещания должна создавать выгодные рыночные условия для участников рынка, а не навязывать им силовым методом те или иные бизнес-решения.

Могу предположить, что в качестве следующего шага государство может совсем прекратить или как-то ограничить продление аналоговых вещательных лицензий.