Сергей Митрофанов,
директор по стратегическому развитию Pulsar Venture Capital,
основатель и старший консультант Mitrofanov&Partners
08.02.2018

Международный эксперт в области бренд-стратегий, развития организации и маркетинга отношений Сергей Митрофанов рассказал об основных ошибках, которые допускают начинающие предприниматели.

Многие проекты, претендующие на высокотехнологический бизнес, так и остаются перспективной технологией, даже после общения с менторами и экспертами. Я бы сказал больше - многие у нас продолжают игнорировать законы рынка, оставаясь в плену устаревших догм. Бизнес - это не продолжение научной деятельности. Это новая сфера, и, как много лет назад вы сели за парту университета, так сегодня надо сесть "за парту" и разобраться, как живет мир современного инновационного бизнеса. 

К счастью - я не ошибся, именно к счастью, - без ошибок и провалов не будет успеха. Именно ошибки, а точнее их правильная оценка и исправление, дают предпринимателю веру в успех. Опыт команды - именно это зачастую ценят венчурные инвесторы. Конкурсы и гранты, различные проекты, связанные с акселерацией высокотехнологических проектов, - это хорошая возможность "насовершать" ошибок под присмотром опытных менторов.

К таким, например, можно отнести "Стартап Тур". Даже несколько дней общения с профессионалами экосистемы инноваций позволят командам стартапов по-новому взглянуть на свои бизнесы, получить поддержку и рекомендации по их реализации. Главное, чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошное участие в конкурсах.

Ставьте перед собой цель не просто получить грант, а реализовать мечту - превратить ваши научные и инженерные достижения в хороший и долгосрочный заработок в собственном бизнесе. Поэтому, подавая заявки на гранты, не пытайтесь втиснуть всю экономику вашего будущего бизнеса в этот грант. Оцените честно для себя - сколько вам нужно ресурсов, чтобы ваша мечта о богатстве стала явью.

Деньги - не проблема. Проблема в том, что многие не пытаются понять сколько их нужно, и даже поняв, не прикладывают усилий к тому, чтобы доказать обоснованность экономических расчетов. А потом сокрушаются, что кто-то получил огромное финансирование на технологии, менее эффективные, чем у них. Именно неумение доказать обоснованность успеха инновационного бизнеса и лишает многих инвестиций. Ну а "Стартап Тур" - прекрасная возможность оценить, получится ли из вашего проекта успешный и масштабируемый бизнес. 

Задача предпринимателя - путем обучения и анализа ошибок набираться опыта. Сколько бы чужого опыта вы ни изучали, пока не совершите свои "особенные" ошибки - вы не сможете построить успешный бизнес.

Вот несколько примеров основных ошибок, которые допускают начинающие предприниматели:

1.Фокус на количество пользователей, а не на платящих пользователей

В большей степени это характерно для интернет-проектов. Пример - Twitter, у которого до сих пор проблемы с монетизацией сервиса и вместе с ним большое количество приложений. Зачастую выбор бизнес-модели, а точнее монетизации, откладывается на потом. Это большая ошибка и заблуждение для стартапа. Научитесь сразу зарабатывать деньги. Тем самым вы себе докажете, что вы не просто интересное решение, но и полезное.

2.Фокус на технологию, а не на рынок

Пример - 3D-печать. Несмотря на привлекательность технологии, продукт пока не стал массовым, за исключением опытно-конструкторских работ (ОКР) и дизайна. Массовый потребитель пока не видит этому применения.

3.Фокус бизнеса на инвестора, а не на клиента

Очень многие проекты верят в инвестора как в единственного спасителя стартапа. А вот, например, основатель проекта ASOdesk Сергей Шаров гордится тем, что построил успешный бизнес, не привлекая инвестиции, а просто создав продукт, за который потребитель готов платить. И это рациональный подход.

4. Пренебрежение коммерческой составляющей проекта

Эта болезнь более характерна для России и стран бывшего социалистического лагеря. Мы пока не понимаем законов рынка, точнее понимаем, но подсознание, особенно у поколения родившихся до 1990 года, говорит нам, что коммерция - не самое главное. Это приводит к тому, что у нас продолжает культивироваться (в том числе среди молодых предпринимателей) осознание того, что технология должна сама себя продавать: "Я покажу отличные технические характеристики продукта, и этого достаточно для борьбы с конкурентами".

И напоследок, пять вредных советов о том, что "должны" делать стартапы в первый год развития, чтобы рассказывать своим внукам: "Я пытался заработать денег, но инвесторы и клиенты не захотели понять всей гениальности моего решения".

1. Продолжайте разрабатывать технологию, а не продукт для потребителя, да и вообще, потребитель, увидев, "что мы в пять раз лучше конкурентов и в три раза дешевле", бросится нас покупать.

2. Игнорируйте советы менторов и экспертов и надейтесь на удачу.

3. Не тратьте время на понимание экономики вашего бизнеса, ведь когда будут деньги - там и разберемся.

4. Имея опыт преподавания и докладов на научных конференциях, не готовьтесь к специальным презентационным питчам для инвесторов, ведь вы и так хорошо выступаете.

5. Делайте некрасивые упаковки, непонятные презентации, перегруженные техническими данными буклеты и унылые интерфейсы, поскольку это вторично: клиенты увидят продукт и сами поймут его преимущества.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты