© ComNews
16.02.2018

По итогам 2017 г. консолидированная выручка "Яндекса" выросла по сравнению с 2016 г. на 24% - до 94,1 млрд руб. Чистая прибыль составила 8,7 млрд руб. и увеличилась на 28% по сравнению с 2016 г. Опрошенные аналитики сошлись во мнении, что финансовые результаты "Яндекса" превзошли ожидания рынка.

Консолидированная выручка "Яндекса" за прошлый год составила 94,1 млрд руб., что на 24% больше, чем за аналогичный период 2016 г.

Значительно выросла выручка "Яндекс.Такси", а также сервиса доставки еды FoodFox, приобретенного "Яндексом" в декабре прошлого года. Выручка в этом сегменте по итогам 2017 г. выросла на 111% и составила почти 4,9 млрд руб. Уверенный рост также показали сервисы объявлений ("Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость", "Яндекс.Работа" и "Яндекс.Путешествия") и экспериментальные направления, медиасервисы ("КиноПоиск", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Афиша" и "Яндекс.Телепрограмма"), Yandex Data Factory, рекомендательные продукты ("Дзен" и Yandex Launcher), поиск и портал в Турции. Согласно отчетности, выручка сервисов объявлений по итогам года выросла на 60% и составила 2 млрд руб., а выручка экспериментальных направлений увеличилась на 100% и составила почти 1,7 млрд руб.

Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 20% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год и составила 87,4 млрд руб. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах "Яндекса" и на сайтах рекламной сети. Выручка от продажи рекламы на сайтах "Яндекса" выросла на 23% и составила 65,1 млрд руб. Выручка от продажи рекламы на сайтах рекламной сети "Яндекса" достигла почти 22,3 млрд руб. (рост на 13%). Показатель прочих доходов "Яндекса" по итогам 2017 г. повысился на 99%, до почти 6,7 млрд руб.

Чистая прибыль компании увеличилась на 28%, почти до 8,7 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль (не является общепринятым показателем GAAP) за отчетный период повысилась на 9% и составила почти 15,4 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA вырос по сравнению с аналогичным показателем в 2016 г. на 11% - до 29 млрд руб.

"Я очень доволен нашими результатами за 2017 г. Во многих отношениях для нас это был год больших перемен. Мы заключили соглашения с важными партнерами и продолжали развивать инновационные технологии на фоне улучшения макроэкономической ситуации. "Яндекс" расширил возможности "Поиска", улучшил "Дзен" и "Яндекс.Такси", запустил голосового помощника "Алису", - отметил руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.

"Мы сконцентрировали инвестиции на развитии передовых технологий, что отразилось в высоких темпах роста нашего основного бизнеса, доходов "Яндекс.Такси" и сервисов объявлений", - заметил операционный и финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын подчеркнул, что за год "Яндекс" обошел по капитализации ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и стал самой крупной российской компанией индустрии информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Рыночная стоимость компании составляет $12,8 млрд. Он добавил, что по объему выручки "Яндекс" входит в число 25 крупнейших в мире онлайн-компаний.

Леонид Делицын обратил внимание на два важнейших события, на которые отреагировали инвесторы, - это создание совместных предприятий с Uber и со Сбербанком.

"Наверное, основным ободряющим инвесторов фактором в ушедшем году стали не столько рост выручки - строго говоря, темпы роста закономерно замедляются, - сколько реализация курса на выращивание "единорогов" внутри компании: победа над Uber на российском рынке и создание совместного предприятия со Сбербанком. Ранее особых аргументов за покупку акций "Яндекса" не было, кроме их удручающе низкой стоимости. Инвесторы видели ограничения на рост выручки: глобальный рынок оказался фактически заблокирован Google, которая за счет владения Android легко побеждала и в  мобильном поиске, а именно там сейчас сконцентрированы драйверы роста рекламной выручки. Однако "Яндекс" нашел выход, и таковым оказался выход на другие рынки - в электронную коммерцию и транспортный сектор", - считает аналитик "Финама".

Что касается темпов прироста, то Леонид Делицын предрек их неизбежное замедление, объяснив это тем, что рынок стал зрелым.

"Компания сообщает о росте цены клика, но снова умалчивает, каково число рекламодателей в секторе контекстной рекламы - а это наводит на подозрение, что их число не растет. Аудитория российского Интернета растет сейчас так медленно, что показатели прироста скрыты в ошибках округления. Долю на поисковом рынке компания теперь измеряет сама, а не ссылается на LiveInternet - а использование услуг собственного измерителя, как и в случае телевизионного рынка, означает, что с показателями не все согласны. Все эти фундаментальные проблемы, по-видимому, останутся с "Яндексом" и в текущем году", - полагает аналитик "Финама".

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил, что "Яндекс" превзошел ожидания аналитиков по росту продаж. "Его выручка в 2017 г. увеличилась до 94 млрд руб., при этом рентабельность EBITDA оказалась на уровне 30%. В ключевом сегменте - продажах интернет-рекламы оборот увеличился на 20%. При этом выручка в партнерской сети, на которую приходится около трети объемов в денежном выражении, повышалась медленнее и подросла только на 13%", - отметил он.

Доля "Яндекса" на поисковом рынке по-прежнему выше 50%. По прогнозам Георгия Ващенко, в ближайшие годы она будет в диапазоне 50-70%, а ее расширение возможно за счет государственной поддержки. Он предположил, что компания накопила 70 млрд руб. денежных средств, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности. 

"Рынок интернет-рекламы также растет: число платных кликов в 2017 г. увеличилось на 9%, прогноз на 2018 г. предполагает их рост в пределах 10-14%. Выручка "Яндекса" от рекламы поднимется на 20-22%, до 105 млрд руб. Общая выручка может составить 118 млрд руб. Сильнее всего вырастут продажи в сегментах "Такси" и электронной коммерции", - отметил аналитик "Фридом Финанса". Прибыль он ожидает в диапазоне 16,1-18,3 млрд руб.

"Акции интернет-поисковика достигли моего целевого уровня 2400 руб. Консенсус-прогноз от инвестдомов по ним ниже - 2179 руб., но я ожидаю, что в ближайшее время он будет пересмотрен в сторону повышения. Драйвером роста является хорошая динамика основных финансовых показателей, а также наличие свободных денежных средств", - заметил он.

По мнению старшего управляющего по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала управления исследований и аналитики PSB Research ПАО "Промсвязьбанк" Ильи Фролова, результаты "Яндекса" превзошли ожидания рынка. По его словам, финансовые итоги компании в сочетании с новостями о планах ряда стратегических инвесторов поучаствовать в размещении СП сервиса такси способствовали подъему котировок более чем на 6% в ходе вчерашней сессии.

Илья Фролов обратил внимание на стабильно высокие темпы роста основного бизнеса продаж интернет-рекламы "Яндекса", в сочетании со стремительным ускорением темпов роста перспективных направлений, в том числе "Яндекс.Такси".

"Прочие доходы выросли в 2,5 раза, и их вклад в выручку достиг 10,2% против 6,3% годом ранее, это демонстрирует постепенное снижение зависимости финансовых результатов от основного бизнеса контекстной рекламы. Также положительный сюрприз наблюдается по скорректированной EBITDA margin - показатель вырос до 30,9%, против 29,6% в 2016 г., что демонстрирует хороший контроль над расходами", - отметил специалист Промсвязьбанка.