© ComNews
22.02.2018

"Яндекс" запустил в Москве каршеринговый сервис "Яндекс. Драйв", который предлагает машины для поездок по Москве и области. В компании отметили, что "Яндекс.Драйв" станет первым каршерингом в России с фиксированными ценами на поездку. Водитель будет знать стоимость поездки еще до того, как сядет в машину. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие два-три года каршеринг не станет прибыльным бизнесом для "Яндекса".

О запуске каршерингового сервиса "Яндекс. Драйв" сообщили в пресс-службе интернет-компании. "Яндекс" активно развивает транспортные и городские сервисы. Каждый месяц ими пользуется 55 млн человек: они ездят по навигатору, ищут способ передвижения в "Яндекс.Транспорте", выбирают места в картах. Каршеринг уже стал частью транспортной инфраструктуры многих городов. И мы считаем, что наша экспертиза и технологии в транспортной сфере помогут его развитию в России", - прокомментировали в пресс-службе интернет-компании.

В "Яндексе" подчеркнули, что "Яндекс.Драйв" первым на рынке будет рассчитывать цены с помощью алгоритма, который учитывает дорожную ситуацию и спрос на машины. "Эта технология сделает стоимость услуги более гибкой и привлечет больше пользователей", - заметили в компании.

Корреспонденту ComNews уточнили, что "Яндекс" берет автомобили в операционном лизинге. "В автопарке сервиса - 750 новых Kia Rio, Kia Rio X-Line и Renault Kaptur", - сказали в компании. Помимо этого, "Яндекс" рассматривает разные варианты: от производителей электрокаров до премиальных автомобилей.

В интернет-компании сообщили, что "Яндекс.Драйв" предлагает машины для поездок по Москве и области и в ближайшее время сервис не будет распространяться на другие регионы. Кроме того, в компании не раскрыли количество клиентов, которых компания намерена привлечь с запуском сервиса, и сумму инвестиций в проект.

Как пояснили в пресс-службе "Яндекса", найти и забронировать автомобиль можно с помощью мобильного приложения. "А чтобы человек легко нашел машину, приложение покажет, как до нее дойти. Помимо этого, можно также заранее включить прогрев машины. В дороге водителям будет помогать "Яндекс.Авто" - платформа для мультимедийных систем автомобиля с навигатором и "Яндекс.Музыкой". Завершить аренду автомобиля можно внутри МКАД, в Химках, Митине, Красногорске, в Северном и Южном Бутове, Жулебине, Новокосине и аэропорту Шереметьево. В дальнейшем эта зона будет расширяться", - рассказали в интернет-компании, отметив, что до конца февраля 2018 г. все пользователи сервиса будут получать на счет в "Яндекс.Драйве" 20% от стоимости поездок в "Яндекс.Такси". В марте и апреле накопленные деньги можно будет тратить на аренду машин.

По словам руководителя "Яндекс.Драйва" Антона Рязанова, каршеринг рассчитывается с помощью алгоритма, который учитывает дорожную ситуацию и спрос на машины. "Например, утром аренда будет дешевле, чтобы компенсировать более долгую дорогу", - отметил он.

Стоимость минуты аренды начинается в "Яндекс.Драйве" от 5 руб. "Цену на текущий момент можно узнать при бронировании. Если человек арендует машину, например, по цене 6 руб. за минуту, она сохранится для него до конца аренды. Помимо поминутной тарификации, в ближайшие дни на сервисе появится фиксированный тариф, когда стоимость поездки рассчитывается заранее и уже не меняется. Фиксированный тариф запустится в тестовом режиме, поэтому первое время будет доступен не всем", - пояснили в пресс-службе "Яндекса".

В компании отметили, что тарифы включают стоимость бензина, парковки и страхования (каско и ОСАГО). "Если с машиной что-то случится по вине водителя, его расходы не превысят 30 тыс. руб. Жизнь и здоровье водителя и каждого пассажира застрахованы на сумму до 2 млн руб., страховое покрытие по ОСАГО расширено до 1,4 млн. Как заметили в "Яндексе", пользоваться "Драйвом" могут водители не моложе 21 года со стажем вождения от двух лет. Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, как сервис будет отслеживать таких водителей, в компании ответили, что по водительским правам на этапе регистрации в сервисе.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что в ближайшие два-три года каршеринг не станет прибыльным бизнесом для "Яндекса" и, скорее всего, перестанет быть таковым для тех сервисов, которые вышли на рынок раньше. Причиной является прямая ценовая конкуренция между сервисами. По его оценкам, к концу года интернет-компания может захватить 25-30% этого рынка, что означает выручку в 225-270 млн руб. Что касается клиентов сервиса "Яндекс.Драйв", то это 15-20 тыс. человек к концу нынешнего года.

"Через два-три года "Яндекс" способен взять более половины рынка, тем более что работа на этом рынке потеряет смысл для большинства других игроков. Ни один игрок с выручкой менее миллиарда рублей в год - а таковы сейчас, по нашей оценке, все каршеринги - в долговременной перспективе не сможет составить конкуренцию "Яндексу". Впрочем, интернет-компания может и потерять интерес к этому рынку, если окажется, что его прибыльность низка", - заметили аналитик.

По словам Леонида Делицына, каршеринг при условии оптимальной логистики может выйти на операционную окупаемость за два года, однако маржинальность бизнеса невелика, а растущая конкуренция и возможный вход других игроков уровня "Яндекса" (например, мобильных операторов) не обещает ни ему самому, ни рядовым игрокам ее увеличения. "Неясно, окупится ли такая бизнес-модель до того момента, когда на смену ей придет что-то радикально иное", - говорит эксперт.

В "Финаме" оценивают объем рынка каршеринга в 2017 г. в 600 млн руб. За год количество запросов "каршеринг" к Google увеличилось в четыре раза. "Правда, это не темпы прироста рынка, а лишь темпы прироста интереса потенциальных клиентов. Тем не менее темпы прироста выручки мы оцениваем в 50%, то есть, по нашей оценке, рынок растет в полтора раза за год. Таким образом, в 2018 г. объем рынка может достичь 900 млн руб.", - подсчитал Леонид Делицын. Он отметил, что московский рынок - довольно конкурентный, на нем работает (или по крайней мере зарегистрировано) от 15 до 20 компаний. Крупнейшими игроками по показателю выручки являются "Делимобиль", YouDrive и Anytime.

В разговоре с корреспондентом ComNews начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко сказал, что бизнес каршеринга в Москве конкурентный. "Яндекс", на мой взгляд, сможет не менее полугода держать низкие цены, чтобы расчистить рынок. По размеру автопарка компания может рассчитывать на долю около 25%. Располагая почти 800 автомобилями, компания заработает не менее 150 млн руб. в год. Тарифы 5 руб. за минуту - на грани рентабельности, а для конкурентов, скорее всего, не выгодны. Нельзя исключать, что ценовая война не останется без последствий, и рынок каршеринга в столице претерпит изменения", - заметил он.

Аналитик добавил, что к особенностям бизнеса, помимо жесткой конкурентной борьбы, можно отнести инфраструктурные проблемы. Клиенту приходится регистрироваться в разных компаниях, что затрудняет выход на рынок нового игрока, затраты на обслуживание и экипировку автомобилей составляют значительную часть расходов.