Влада Сюткина
© ComNews
02.04.2018

Объем российского рынка виртуальных АТС (ВАТС) в 2017 г. составил 5,9 млрд руб., увеличившись на 41% по отношению к 2016 г. Количество компаний - клиентов услуги ВАТС достигло 184,8 тыс., увеличившись на 45% по сравнению с показателями 2016 г. Такие данные приводит "ТМТ Консалтинг". Причины прироста клиентов данной услуги главные игроки рынка видят в приложенных к этому усилиях самих компаний.

Согласно данным "ТМТ Консалтинга", наиболее значительный прирост количества клиентов в 2017 г. произошел у МТТ, "Ростелекома", "ВымпелКома" и "Яндекс.Телефонии". При этом на одну ВАТС приходится в среднем 5,6 пользователя. Рост российского рынка облачных АТС обеспечивается несколькими факторами. Основное - это высокое проникновение ШПД, расширение географии присутствия операторов ВАТС и увеличение осведомленности потенциальных клиентов об услуге вместе с увеличением доверия к облачным сервисам, концентрацией внимания на потребительских свойствах продуктов.

Свою роль здесь также играет рост популярности модели удаленной работы сотрудников, развитие новых каналов коммуникации с клиентом (чатов, онлайн-звонков с сайта, мессенджеров, соцсетей, конференц-связи, SMS) и интеграция их в UC (Unified Communications) на базе технической платформы ВАТС. Также воздействие оказывает совершенствование платформ и развитие аналитики и дополнительных сервисов на основе ВАТС.

Между основными игроками рынок виртуальных АТС (по количеству компаний-клиентов) распределился следующим образом. Первое место (23% рынка) занимает "Манго-Телеком" (ООО "Манго Телеком"), второе место (15%) - за МТТ (ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком"), третье (13%) - у ПАО "Ростелеком". Далее следуют ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн", 8%), "Яндекс" (ООО "Яндекс", 8%), UISCom (7%), Zadarma (5%), "Телфин" (ООО "ЛайфТелеком", 4%), MCN Telecom (ООО "МСН Телеком", 3%), ПАО "МегаФон" (2%). Остальную часть рынка (12%) "ТМТ Консалтинг" относит к категории "прочих" компаний.  

Как указано в исследовании "ТМТ Консалтинга", лидерство "Манго Телеком" связано с активным продвижением услуги ВАТС в Москве и других регионах страны. Позиция МТТ обусловлена тем, что в 2017 г. компания дополнила свой органический рост приобретением платформы маркетинговой автоматизации Pozvonim.com, а также начала процесс перевода клиентов этого оператора на платформу ВАТС "МТТ Бизнес".

Одной из причин двукратного увеличения в 2017 г. клиентов ВАТС у "Ростелекома" эксперты называют переключение абонентов с TDM-телефонии. "ВымпелКом", согласно исследованию, увеличил в 2,6 раза количество клиентов, пользующихся услугами виртуальной АТС, за счет активного продвижения услуги "Облачная АТС" и запущенного в феврале 2017 г. пакета услуг "Мобильное предприятие". "Яндекс.Телефония" нарастила клиентскую базу услуги в 2,5 раза.

Регионами - лидерами по поступлению доходов от услуг виртуальной АТС выступают Москва (58%) и Петербург (чуть более 12%).

По прогнозу "ТМТ Консалтинга", объем рынка виртуальных АТС в ближайшие пять лет будет расти в среднем на 19% в год и к 2022 г. достигнет 15,3 млрд руб. Количество компаний-клиентов вырастет в 2,7 раза и приблизится к 0,5 млн.

В "Манго-Телекоме" считают, что диаграмма распределения долей рынка по количеству клиентов в исследовании "ТМТ Консалтинга" показывает лишь то, насколько сильно новые игроки стремились к увеличению своей клиентской базы любыми средствами - вплоть до предложения фактически бесплатных ВАТС, пусть и с элементарным функционалом.

"Согласимся, приобрести клиентов это помогло. Другое дело, что это клиенты, ищущие способ получить любую платформу, главное - максимально дешево. Сервисы Mango Office рассчитаны на совершенно другой аудиторный сегмент. Наши целевые клиенты - это компании, которые независимо от размера заинтересованы в том, чтобы увеличить с помощью коммуникаций эффективность бизнеса. Эти компании осознают ценность наших решений, функциональное наполнение и возможности сервисов и готовы за них платить", - отметил руководитель отдела маркетинга "Манго Телекома" Андрей Козловский.

"Естественно, среди наших клиентов чаще встречаются компании с более высоким оборотом, с большим количеством персонала и, как следствие, расходами на связь. И в поддержку моих слов - цифры из того же отчета "ТМТ Консалтинга". Агентство приводит данные по общему количеству пользователей виртуальных АТС в России: их порядка 1 млн, и почти 400 тыс. из них - пользователи виртуальной АТС Mango Office. Это соотношение вполне дает представление о реальном раскладе сил", - указал Андрей Козловский.

Если все-таки вернуться к расчету доли рынка по количеству подключений, то, как заметил далее Андрей Козловский, часть новых клиентов "Манго Телекома" - это компании, которые впервые опробовали облачные коммуникации на платформах других провайдеров. "Проверили, оценили, поняли, что чего-то не хватает, и перешли. Иными словами, платящие клиенты предпочитают "Манго Телеком". Для бизнеса это куда более важная оценка. Клиенты генерируют нам постоянно растущую выручку, в то время как рентабельность многих других игроков, отмеченных на диаграмме, в принципе сомнительна. Вопрос в том, кому достанутся их сегодняшние клиенты, если акционеры этих провайдеров задумаются о возвратности инвестиций", - пояснил Андрей Козловский.

На 2018 г. он прогнозирует уверенный рост рынка виртуальных АТС. По его мнению, мир входит в эпоху Unified Communications - это направление является самым востребованным в сегменте бизнес-коммуникаций. "Мы достраиваем экосистему Mango Office, какой видим ее в идеале. Появится сразу несколько совершенно новых продуктов, каналы и инструменты будут еще теснее взаимодействовать между собой, формируя неразрывную коммуникационную среду - как для совместной работы внутри компании, так и между компаниями и их клиентами. И в конечном итоге в этом направлении двинутся все игроки", - добавил Андрей Козловский.

Основным драйвером российского рынка виртуальных АТС в 2018 г. Андрей Козловский называет популяризацию самой идеи облачных коммуникаций, пропаганду их преимуществ. "Облачные коммуникации становятся нормой. Это очень важно. Все больше людей узнают о возможностях и преимуществах таких сервисов, и компании все активнее переносят коммуникации в облако", - говорит он.

В компании МТТ уверены, что существенный рост сегмента виртуальных АТС совместно с выходом в него новых крупных игроков, и, соответственно, усиливающаяся конкуренция - это признаки здорового и зрелого рынка, драйверы дальнейшей эволюции направления Unified Communications в России. "МТТ сосредоточил усилия на развитии собственной ВАТС-платформы "МТТ Бизнес", и наращивание доли рынка - ожидаемый результат на фоне запуска перспективных дополнительных услуг в этом продукте и тех опций, которые мы предоставляем своим клиентам", - рассказала директор по корпоративным коммуникациям ОАО "МТТ" Анна Бойко.

По ее словам, основными драйверами рынка виртуальных АТС является расширение функционала ВАТС в сторону смежных бизнес-инструментов для маркетинга и детализированной аналитики или, например, услуг по объединению цифровых коммуникационных ресурсов (чатов, соцсетей и мессенджеров). Также очевидно, по словам представителя МТТ, что миграция всех этих услуг в специализированные мобильные приложения сильно повысит их востребованность у малого бизнеса, стартапов и SOHO-сегмента.

"Отвечая потребностям современных предпринимателей, "МТТ Бизнес" трансформируется из моноуслуги в универсальную систему поддержки бизнес-процессов и повышения эффективности продаж, а результаты исследования подтверждают, что спрос на подобные решения сейчас высок как никогда", - сообщила Анна Бойко.