Влада Сюткина
© ComNews
06.04.2018

ПАО "МегаФон" выходит на московский рынок услуг онлайн-заказа такси. Через дочернее  АО "МегаЛабс" "МегаФон" инвестирует в  ООО "Сити-Мобил" - компанию по заказу такси через мобильное приложение, веб-сайт или оператора. "МегаФон" намерен вложить в "Сити-Мобил" приблизительно $14 млн, а доля его владения компанией может достичь 31%. Также в "Сити-Мобил" вкладывается Mail.Ru Group. В планах интернет-компании - инвестировать в "Сити-Мобил" до $12 млн, ее доля в компании составит около 26%. Оба инвестора считают совместную работу с "Сити-Мобил" перспективным направлением.

Как пояснили в пресс-службе оператора, "Сити-Мобил" закрывает раунд инвестиций на общую сумму $35 млн. Причем закрытие раунда произойдет уже в ближайшее время: на следующей неделе должна пройти регистрация смены участников. Участие в раунде "МегаФон" примет вместе с Mail.Ru Group (документы об инвестициях в рамках раунда компания подписала сегодня) и другими инвесторами путем приобретения доли в компании. О том, какова в итоге будет доля "МегаФона" в "Сити-Мобил", в компании-операторе сказали так: "Финальная доля зависит от размера инвестиций. Поймем необходимость в зависимости от стратегии, рынка, роста проекта и т.п. Инвестиции могут достичь $35 млн от всех участников". Совместно с Mail.Ru Group оператор может получить 57% "Сити-Мобил". При этом "МегаФон", приобретя долю в компании, не собирается ее консолидировать. Как и Mail.Ru Group.

Помимо того, в планах "МегаФона" - осуществить дополнительные взносы в уставный капитал компании "Сити-Мобил". Как и Mail.Ru Group. Они входят в объем инвестиций, вкладываемых компаниями в агрегатор такси, то есть в $14 млн и $12 млн. Вместе с тем обе компании выступают в рамках раунда как самостоятельные инвесторы. Напомним, что контрольный пакет голосующих акций Mail.Ru Group принадлежит "МегаФону".

Напомним, что "Сити-Мобил" начинал работать как московский оператор такси. Недавно компания изменила свою бизнес-модель и перевела деятельность в онлайн: на данный момент более 65% поездок бронируются через приложение сервиса.

"Мы рассматриваем данную инвестицию как перспективную возможность и в финансовом, и в стратегическом плане. Рынок услуг онлайн-заказа такси развивается ускоренными темпами и готов совершить еще один рывок благодаря действиям новых игроков, которые предлагают прорывные технологические и маркетинговые идеи", - пояснил вложение компании исполнительный директор "МегаФона" Геворк Вермишян.

Он добавил, что в соответствии с цифровой стратегией "МегаФон" стремится расширить экосистему цифровых услуг и решений. Создавая новые возможности для абонентов, оператор продолжает развивать клиентский опыт и предоставлять доступ к услугам удобного популярного сервиса.

"Уверен, что запуск нового проекта позволит "МегаФону" повысить лояльность и LTV наших абонентов и в то же время обеспечит дополнительную монетизацию услуг передачи данных", - Геворк Вермишян.

Приобретение доли в "Сити-Мобил" генеральный директор (Россия) Mail.Ru Group Борис Добродеев прокомментировал так: "Mail.Ru Group расширяет присутствие на рынке О2О-сервисов, и такси станет частью нашей экосистемы. Мы видим большой потенциал интеграции такси-сервиса в наши социальные медиа и взаимодействия с DeliveryClub".

Про закрываемый агрегатором такси раунд основатель и генеральный директор "Сити-Мобил" Арам Аракелян сказал так: "Мы рады, что в раунде принимают участие такие инвесторы, и нас мотивирует оказанное доверие. Огромный опыт в онлайн-маркетинге, обслуживании клиентов, операционной деятельности и множестве других областей, которым могут поделиться наши новые инвесторы, серьезно поддержит нас на пути к построению компании, которая станет крупным игроком национального масштаба".

Ранее с "Сити-Мобил" начала сотрудничать МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы"): с конца октября 2017 г. оператор пытался развивать на основе агрегатора такси собственный сервис "МТС Такси". Пользователь мог расплатиться за поездку бонусными баллами МТС, наличными или с помощью банковской карты. Пилотный проект МТС завершит свою работу 5 апреля.

"Стратегия МТС предусматривает готовность оператора выходить на высококонкурентные рынки для оценки интереса клиентов к новым продуктам. В случае если проект не оправдывает ожиданий, мы также готовы отказаться от него, чтобы сосредоточиться на наиболее перспективных решениях. Мы не видим перспектив развития проекта "МТС Такси" в данном формате, поэтому приняли решение закрыть его. Проект не требовал значительных инвестиций ни на этапе запуска, ни в ходе работы", - прокомментировали отказ от проекта с "Сити-Мобил" в пресс-службе МТС.

В то же время в компании отметили, что не исключают возможности выхода на рынок услуг онлайн-заказа такси.

"Мы идем по пути оферинговой модели: уже сегодня пользователи приложения "Мой Билайн" получают скидки от наших партнеров, в том числе на услуги такси", - сказали в пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн").

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") указали, что оператор в партнерстве с компаниями из других отраслей предоставляет своим клиентам сервисы в самых различных сферах жизни. "Все они реализованы специализирующимися на этих сервисах разработчиками, что позволяет получить лучший результат в каждом из направлений. Например, Tele2 совместно с Gett запустила услугу, благодаря которой наши абоненты могут пользоваться услугами такси со скидкой", - пояснили в пресс-службе оператора.

Относительно рынка услуг онлайн-заказа такси в Москве аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын рассказал следующее: "По нашей оценке рынок услуг онлайн-заказа такси в Москве составляет 18-26 млрд руб. Крупнейшим игроком, по нашей оценке, является объединенный проект "Яндекс.Такси", поглотивший российский филиал Uber, кроме того, значительную долю вызовов обслуживают Fasten, "Максим" и Gett".

Относительно приобретения "МегаФоном" агрегатора такси "Сити-Мобил" Леонид Делицын отметил, что операторам связи нужны драйвера роста выручки. По словам эксперта, наиболее высокая из опубликованных оценок российского рынка онлайн-такси достигает 575 млрд руб. При условии, что комиссии агрегаторов составляют 10-15% рынка и все заказы однажды пойдут через агрегаторов (а не напрямую, через телефон таксопарка на визитке, оставленной таксистом), то объем российского рынка агрегации составит от 57 млрд до 86 млрд руб.

"Тогда выручка игрока, занимающего половину этого рынка, составит 28-43 млрд руб., а игрока, занимающего 10-15% - 3-4 млрд рублей. Это 1% или 1,5% выручки крупного оператора сотовой связи, и это не решит для операторов задачу поиска драйверов роста. Однако рынку прочат удвоение к 2021 г., а это, помимо позитивной прессы, может проявиться в выручке. Поэтому еще до "МегаФона" на рынке такси появилась МТС со своим таксопроектом", - добавил Леонид Делицын.

Эксперт также обратил внимание корреспондента ComNews, что "Яндекс.Такси", поглотивший российский филиал Uber, безусловно нацелился на первое место на рынке агрегации онлайн-заказов такси. "Об этом говорит и то, что Uber инвестирует в совместное предприятие (СП) $225 млн, а "Яндекс" - $100 млн. Кроме того, 9 февраля появилось сообщение о том, что "десятки миллионов долларов" в СП вложит Российский фонд прямых инвестиций", - пояснил Леонид Делицын.

Относительно смежных с другими сервисами проектов онлайн-такси, к примеру с доставкой еды, он ответил так: "Вполне возможно, что в такси будущего будет стоять приятный запах пиццы и суши, которые водитель будет доставлять по адресам, одновременно с пассажирскими перевозками".

Как указал начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, новость о том, что "МегаФон" и Mail.Ru Group инвестируют в онлайн-агрегатор такси "Сити-Мобил" порядка $26 млн, пришла через месяц после сообщения об окончании длившегося всего пять месяцев сотрудничества МТС с компанией "Сити-Мобил".

"Ни объем инвестиций, ни причины закрытия МТС не раскрывала. Скорее всего, проект был плохо проработан на начальном этапе, и монетизировать его не удалось. "Сити-Мобил" пока работает только в столицах, привлеченные средства могут быть потрачены на продвижение в регионах. В Москве рынок уже довольно тесный, а в связи с бурным развитием каршеринга темпы роста такси, на мой взгляд, будут низкими. Зато в регионах основная борьба крупных операторов с местными игроками еще впереди", - предположил Георгий Ващенко.

При этом он обратил внимание, что Mail.Ru Group и "МегаФон" выходят на рынок против таких игроков, как "Яндекс", выручка которого в сегменте такси выросла на 111% за год за счет бурной экспансии. "Чтобы составить конкуренцию и удержать пятое место, скорее всего, придется инвестировать в развитие еще не менее $60-70 млн в 2018-2019 гг. При этом монетизация через акции и бонусы, как делала МТС, вероятно, не работает, и придется вкладываться в привлечение клиентов, а значит, сервис год-полтора, возможно, будет работать на грани рентабельности", - отметил Георгий Ващенко.