Влада Сюткина
© ComNews
10.04.2018

В России вступила в силу новая редакция Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденная приказом Минкомсвязи РФ. В новой редакции Правил официально закреплена возможность отказаться от получения бумажных извещений. Пользователь услуг почтовой связи сможет использовать альтернативные способы оповещения о поступлении отправлений: через SMS, push-уведомления в мобильном приложении или по электронной почте. Кроме того, в документе закреплена возможность выдачи почтового отправления с идентификацией пользователя посредством информационно-коммуникационных технологий, предусмотренных федеральным почтовым оператором, без предъявления получателем удостоверения личности и заполнения типового извещения.

Как сообщает пресс-служба ФГУП "Почта России", при этом альтернативные способы идентификации клиентов будут использоваться наряду с существующими.

Операция, благодаря которой можно отказаться от необходимости заполнения бумажных извещений, сокращает сроки выдачи почты в пять раз. Предоставляется она бесплатно на основании заполненной в почтовом отделении регистрационной формы. При ее заполнении нужно указать паспортные данные и номер мобильного телефона клиента. Чтобы передать заявление от потребителя потребуется предъявить паспорт для подтверждения личности.

"После однократного оформления этого документа клиенту больше не придется заполнять бумажные извещения. Теперь при получении посылки клиенту необходимо назвать оператору свой номер телефона или трекинг-номер отправления. И ему придет SMS-сообщение с кодом подтверждения, которое получателю будет необходимо назвать оператору почтового отделения для получения отправления", - отметили в пресс-службе "Почты России".

Получить не требующие оплаты отправления с помощью простой электронной подписи возможно уже во всех отделениях "Почты России" Москвы и Московской области.

Также вступившая в силу новая редакция Правил оказания услуг почтовой связи сокращает до 15 дней срок хранения посылок в отделениях почтовой связи. Срок хранения почтовых переводов и письменной корреспонденции, к которой также относятся международные мелкие пакеты, согласно новой редакции Правил, остается прежним - 30 календарных дней.

"С развитием электронной коммерции значительно увеличивается нагрузка на отделения почтовой связи. По предварительным данным, за I квартал 2018 г. "Почта России" обработала более 95 млн почтовых отправлений, из них более 1 млн посылок. Сокращение сроков хранения крупногабаритных почтовых отправлений в отделениях почтовой связи направлено на повышение качества обслуживания клиентов. Оно позволит оптимизировать зону хранения и сократит время, необходимое для выдачи почтовых отправлений",- пояснили в пресс-службе почтового оператора.

Помимо этого, в новой редакции Правил оказания услуг почтовой связи впервые в законодательстве РФ упоминаются автоматизированные пункты почтовой связи. "Они позволят клиентам самостоятельно получать и отправлять почтовые отправления без взаимодействия с почтовыми сотрудниками", - указали в пресс-службе.

Документ расширяет перечень возможных к пересылке международных почтовых отправлений (в том числе с наложенным платежом, с объявленной ценностью), в случае если это предусмотрено соглашениями с иностранными почтовыми операторами. Также в нем прописан порядок предъявления и регистрации претензий.

"Принятые Минкомсвязи России изменения в Правила оказания услуг почтовой связи позволят "Почте России" активно внедрять новые технологии для работы с почтовыми отправлениями и оптимизировать бизнес-процессы. Благодаря внесенным изменениям мы сможем расширить и сделать более доступными для клиентов оказываемые услуги почтовой связи", - прокомментировал вступившую в силу новую редакцию Правил заместитель генерального директора "Почты России" по стратегии и государственному регулированию Ярослав Мандрон.

По его словам, новый приказ - лишь начало работы по совершенствованию почтового регулирования, отвечающего мировым стандартам и нуждам клиентов. "К нашим приоритетным задачам относится принятие нового закона о почтовой связи, который обеспечит качественный рывок в почтовой отрасли", - отметил Ярослав Мандрон.

По мнению аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, электронная коммерция стала основным драйвером роста выручки "Почты России", однако увеличивающееся количество посылок надо где-то хранить. Эта логистическая проблема вынуждает оператора сокращать срок хранения посылок до 15 дней и стимулировать получателя как можно быстрее забирать свою покупку.

"В прежние времена некоторые получатели не приходили за своими посылками даже после второго оповещения. По традиционному бумажному извещению отнюдь не всегда можно было догадаться, что именно пришло - может быть, какие-нибудь ненужные промоматериалы или сборник трудов конференции, на которой получатель когда-то побывал. Маловостребованные посылки занимают площадь, а спрос на нее резко вырос. Многочисленные пункты выдачи товаров отдельных электронных магазинов сами по себе свидетельствовали о том, что потребители - особенно в крупных городах - предпочитают альтернативные способы доставки", - рассказал Леонид Делицын.

По его словам, без проведенных изменений "Почта" однажды перестала бы справляться с хранением посылок и начала бы нести прямой ущерб. "Поэтому потенциальный экономический эффект имеет порядок выручки "Почты" от электронной коммерции", - добавил аналитик.

При этом стоимость проектов по автоматизации средств уведомления и идентификации эксперт оценил в 200-300 млн руб. "Стоимость проекта создания автоматизированных пунктов, с учетом количества отделений и того, что далеко не во всех возникнут такие пункты, составит 250-400 млн руб.", - указал Леонид Делицын.