Александра Воздвиженская
11.04.2018

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завершила масштабную кампанию по борьбе с национальным роумингом. Регулятор признал всех операторов связи ("большую четверку") нарушившими требования отменить роуминг по всей стране. Последней стала Tele2.

"И хотя компания не последовала примеру своих коллег и не устранила добровольно необоснованную разницу в тарифах, все же это непременно произойдет в рамках предписания ФАС, - сообщила пресс-служба регулятора. - На очереди административные дела и штрафы для компаний, а для их абонентов - справедливые тарифы на связь в поездках по России".

Дела возбуждены в отношении четырех крупнейших операторов, в том числе против "Вымпелкома" (бренд "Билайн"), который решил перевести с 18 апреля всех абонентов на новый вид оплаты связи в поездках по стране: звонки на номера региона пребывания будут считаться местными, а на номера других регионов - междугородными. То есть роуминг преобразовался в услуги междугородной связи и ухудшил положение абонентов, чего не должно было произойти. Более того, "Вымпелком" вводит абонентов в заблуждение и ссылается на одобрение таких действий ФАС. Плату в размере пяти рублей за минуту за входящие звонки из других регионов оператор якобы одобрила ФАС, однако именно за такую ценовую политику регулятор ранее и возбудил дело. "Ни о каком "одобрении" тут и речи нет", - пояснили в пресс-службе ФАС.

Операторы пытаются сохранить доходы, манипулируя терминами, считает старший юрист CAF Group Юлия Семенова, при этом позиция ФАС сильнее: десятикратную разницу в тарифах при перемещении абонентов из одного региона в другой невозможно ничем обосновать. Административное разбирательство должно было продлиться до конца I квартала. Если операторы затянут процесс далее, то окончательно решение может быть принято в июне-июле, полагает юрист. Операторам было бы выгоднее пойти на компромисс, иначе штрафы будут равны полученной прибыли.

Если суд поддержит ФАС, то любой абонент вправе выдвинуть своему оператору требование о компенсации расходов на услуги роуминга, а если компания не сделает это добровольно, то получить компенсацию абонент сможет только через суд, что несложно, заключила Семенова.