Александр Рахманов, основатель сервиса для хранения данных Market.space
Александр Рахманов,
основатель сервиса для хранения данных Market.space
10.05.2018

Распространению облаков среди широкого круга пользователей способствовал успех простого и прозрачного в применении Dropbox, который впервые придумал организовать доступ к хранилищу в виде обычной папки на "рабочем столе". Новое направление быстро наполнилось конкурентами. После в дело вступили гиганты индустрии, интегрировавшие в сервисы свои продукты. Microsoft запустил в облака Word и Excel, Google привязал почту и альтернативные сервисы, а Apple - всю "экологию" смартфонов и планшетов к iCloud Drive. Одновременно выяснилось, что кропотливо собранные в одном месте персональные данные представляют собой сокровищницу цифрового мира, получить доступ к которой хотят и корпорации, и спецслужбы, и государственные органы, и хакеры.

Идеальное облако еще не создано

Проблемы с сетевой безопасностью вылились в череду скандалов. Например, в 2014 году в сеть ушли приватные фотографии звезд шоу-бизнеса, хранившиеся на iPhone и iCloud. В 2011 году был допущен серьезный сбой в работе сервиса Dropbox. В течение четырех часов можно было получить доступ к данным любого пользователя и ко всему хранилищу в целом. В июле 2014 года Эдвард Сноуден в интервью изданию The Guardian сделал заявление, что Dropbox не только не заботится о конфиденциальности данных пользователя, но и напрямую участвует в глобальной системе слежки PRISM. Действительно, популярный сервис, услугами которого пользуется более 175 млн человек, не шифрует ваши файлы. Защита информации - личное дело пользователя. Для этого нужно обратиться к помощи сторонних утилит.

Знаменитый закон Мерфи гласит: "Все, что может произойти плохого, обязательно произойдет". В нашем случае это значит: "Если ваши данные можно использовать, то они обязательно будут использованы". Скандал с персональными данными пользователей социальной сети Facebook, которые применялись для манипулирования выборными настроениями американцев на основе психотипов, только укрепляет во мнении о необходимости криптографической защиты личной и коммерческой информации в Сети от посягательства третьих лиц.

Облачный ассортимент

В мировом масштабе первопроходцами в секторе В2В стала компания Amazon, которая задала промышленные стандарты. Сегодня облака для крупного бизнеса предлагают более двух десятков игроков рынка. В России это, прежде всего, интернет-корпорация Mail.ru с функцией Hotbox. На сайте сервиса подчеркивается, что серверы расположены в России, что актуально для бизнесов, работающих с персональными данными соотечественников.

Определенную часть рынка занимают сертифицированные центры обработки данных из Германии (Secure Data Space, Strato HiDrive). Законы этой страны отличаются строгим отношением к неприкосновенности частной жизни и коммерческой тайны. Например, в Германии не используются национальные идентификационные номера. Сама идея такого нововведения была резко осуждена.

Также на рынке действует несколько десятков менее крупных компаний, предоставляющих услуги облачного хранения данных, - pCloud, BlackBlaze, FlipDrive, JustCloud и др.

Новыми участниками рынка становятся стартапы, создающие децентрализованные облачные хранилища на основе технологии блокчейн, так называемые cooperative storage cloud.

Чего хочет бизнес

Сегодня растущий интерес к облачным хранилищам и центрам обработки данных проявляет как SMB-сегмент (малый и средний бизнес), так и крупные компании. Действительно, облачные сервисы позволяют небольшим компаниям обеспечивать непрерывность бизнес-процессов, улучшить поддержку клиентов, сокращая издержки IT-инфраструктуры, используя модель подписки pay-per-use ("плати за использованное").

Со стороны крупных компаний и корпораций растет спрос на гибридные хранилища. В этом случае часть данных размещается у хостинг-провайдера в публичном облаке, а часть - на арендованных или собственных серверах компании, возможно, полностью частных, закрытых от публичного доступа. Такая модель позволяет выбирать необходимый уровень конфиденциальности. Формат подходит многим отраслям - от масс-медиа до финансов и промышленного сектора, поскольку имеет относительно низкую стоимость хранения и обработки данных при высокой отказоустойчивости. Все понимают, что сегодня потеря информации может привести к банкротству компании, поэтому более 65% компаний во всем мире используют облачные хранилища. И этот показатель ежегодно растет.

Однако рост рынка ограничивается множеством проблем. У крупных игроков отсутствует гибкий подход. Зачастую жестко заданные тарифы предлагают заведомо невыгодные условия, не соответствующие потребностям клиента. Частные хранилища слишком дороги для МСБ. Публичные хранилища отталкивают бизнес из-за низкой информационной безопасности, отсутствия сквозного шифрования, возможности доступа к данным третьих лиц, участившихся случаев компрометации данных. Кроме того, нарастает тенденция сканирования данных с помощью ИИ-алгоритмов (deep machine learning), которые способны извлекать данные даже из аудио- и видеоконтента.

Таким образом рынок облачных хранилищ еще не подошел к точке появления идеального продукта, который устраивал бы всех. Поиск максимально эффективных решений в сфере облачных сервисов продолжается. И здесь выиграют те, кто услышит бизнес, нивелирует риски конфиденциальности и предложит оптимальную формулу цена/качество/удобство пользования.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты