Роман Рожков
19.04.2018

Аудитория регулярных пользователей интернета в России достигла 90 млн человек, следует из данных Mediascope. Она растет только на смартфонах и Smart TV и сокращается на настольных компьютерах и планшетах.

Аудитория интернета в России за год к концу февраля 2018 года выросла на 4%, до 90 млн человек, что составило 73% населения, следует из отчета Mediascope (данные по аудитории старше 12 лет), представленного на РИФ-2018. Основными точками роста аудитории стали смартфоны (+20%) и Smart TV (+22%), а вот аудитория настольных компьютеров и планшетов упала на 2% и 4% соответственно. За год на 20% выросла и доля пользователей, заходящих в интернет только с мобильных устройств (до 21,6 млн). На те же 20%, до 16 млн, упала доля только десктопных пользователей. Мобильная онлайн-аудитория второй год подряд превышает десктопную — 59% против 54% всего населения. В целом пользователей мобильного интернета больше в городах с населением от 100 тыс., но при этом именно "в деревне мобайл сильнее обогнал десктоп", говорится в исследовании.

Список популярных ресурсов по общей аудитории "десктоп + мобайл" возглавляет "Яндекс", который в феврале 2018 года посетили 23,7 млн пользователей. Немного уступает ему "ВКонтакте" с 23 млн пользователей, а замыкает тройку Google c аудиторией 20 млн. В топ-15 сервисов попал и Telegram, занявший 13-ю строчку с 2,7 млн пользователей. По типу интернет-ресурсов самой быстрорастущей категорией стали сервисы такси — за полгода с сентября 2017 года по февраль 2018 года их популярность выросла на 16%. Им уступают интернет-магазины (+7%) и онлайн-классифайды (+6%). А вот аудитория сервисов по заказу еды, по данным Mediascope, стагнирует.

Предпочтения интернет-аудитории на десктопе и мобайле в отдельности заметно отличаются. Так, если на компьютерах пользователи заходят прежде всего в "Яндекс", "ВКонтакте", на ресурсы Mail.ru, Google и YouTube, то мобильный топ-5 возглавляет "ВКонтакте", за которым идут Google, WhatsApp, "Яндекс" и Viber. Кроме того, в топ-15 на мобильных устройствах ресурсов входят, например, ресурсы Сбербанка, Telegram, приложения по очистке мусорных файлов, ускорению работы и экономии энергии на Android Clean Master и навигационный сервис 2Gis, не представленные в десктопном топе. В него, в свою очередь, входят "Википедия", Rambler, Gismeteo, LiveJournal и Pikabu, которых нет в мобильном топе.

Главным направлением роста рунета остается мобайл, согласен глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. "Мобильный доступ популярнее фиксированного как в городах, так и в сельской местности — он универсальный, быстрый и недорогой, доступен на большей части России, равно как и дешевые смартфоны, в отличие от десктопов",— рассуждает он. Это влияет на различные сегменты, считает эксперт, так, мобильная торговля в приложениях и платформах экономики совместного потребления трансформирует рынок электронной коммерции, за счет мобильной рекламы интернет обгонит телевидение, а мобильные стартапы стали главным экспортным направлением российской онлайн-экосистемы.