© ComNews
29.05.2018

Разработчик систем компьютерного зрения VisionLabs и российская платежная система SWiP запустили сервис оплаты покупок с помощью селфи - Selfietopay. Биометрическая идентификация при оплате покупок и услуг доступна для пользователей приложения SWiP на iOS и Android - держателей карт платежных систем Visa, MasterCard, "Мир". Приложение позволяет подтвердить оплату при помощи взгляда на камеру, установленную рядом с кассой.

Держателями карт, как рассказали в пресс-службе VisionLabs, могут быть клиентами любых российских банков. Для того чтобы воспользоваться Selfietopay, необходимо скачать приложение SWiP в AppStore или GooglePlay, зарегистрироваться в нем, загрузить свою фотографию, документы и привязать банковскую карту. После этого приложение попросит пользователя просканировать лицо, биометрические данные которого будут использоваться для оплаты (сделать селфи с паспортом). После проверки пользователь может расплачиваться с помощью распознавания лиц в точках оплаты, которые оснащены платежными устройствами от SWiP. Для приема платежей в точках продаж устанавливается камера, которая считывает биометрические данные клиентов. Для подтверждения платежа клиент должен посмотреть в камеру. 

Операции с биометрической идентификацией клиента, по словам пресс-службы VisionLabs, абсолютно безопасны. "Камера, установленная в точке продаж, идентифицирует клиента, при этом все расчетные операции происходят в платежной системе SWiP. Платформа для распознавания лиц VisionLabs LUNA оснащена технологией Liveness, которая проверяет, настоящий ли человек перед камерой или же неживое изображение. Благодаря этой технологии мошенники не могут использовать фотографии или видеозаписи других людей для оплаты покупок. Диапазон камеры настраивается таким образом, чтобы в нее попадало лицо только платящего пользователя", - указали в пресс-службе VisionLabs.

В компании также обратили внимание, что оплата с помощью Selfietopay тестировалась Москве в сети общественного питания "Пять Звезд" (ГК "Парадиз") и в Mediacafe на Рочдельской улице. В июне сервис начнут тестировать сети PapaJohn’s Cofix. В ближайших планах компаний - установить Selfietopay в 250 точках оплаты на предприятиях розничной торговли и сферы услуг в Москве и Петербурге, а также запустить проекты с несколькими крупными федеральными сетями.

"Сейчас (у сервиса Selfietopay - Прим. ComNews) уже более 1000 пользователей, которые прирастали органически без рекламы с нашей стороны", - заявила старший партнер SWiP Ксения Константинова.

Что касается разделения зон ответственности между компаниями VisionLabs и SWiP, то, как пояснили корреспонденту в пресс-службе VisionLabs, она в рамках проекта занимается разработкой технологий распознавания лиц на базе компьютерного зрения. "Соответственно, в данном проекте VisionLabs отвечает за само распознавание лиц", - добавили в пресс-службе.

Помимо того, в компании сообщили, что работают со SWiP в формате лицензионного соглашения, по которому она разворачивает облачную систему с распознаванием от VisionLabs. "Мы в VisionLabs при этом заинтересованы в масштабировании решения и не видим никаких преград для этого", - заметили в пресс-службе VisionLabs. Относительно того, есть ли у компании аналогичные Selfietopay проекты с кем-то еще, представители VisionLabs сказали следующее: "Это впервые, когда в России технология распознавания лиц используется для оплаты покупок и услуг".

Беседуя с корреспондентом ComNews, Ксения Константинова заметила, что коммерческие условия сделки между компаниями не разглашаются. 

"Новые формы платежей возникают не из-за прихоти разработчиков, а по мере появления технологий, обеспечивающих наиболее высокую степень финансовой безопасности. Люди стремятся защитить свои сбережения и распоряжаться ими удобно. Бесконтактный платеж по QR-коду позволяет пользователям избежать манипуляций с картой, а оплата с помощью Selfietopay дает возможность платить даже без смартфона", - сказал про сервис  Selfietopay генеральный директор SWiP Анатолий Райхерт.

"Вместе с партнерами мы создаем совершенно новый повседневный опыт, который уже в ближайшем будущем станет обыденностью. Мы уже перешли от наличных к биометрической оплате с помощью мобильных телефонов. Уже совсем скоро человеку для оплаты покупок и услуг не понадобится даже телефон - зачем нужен телефон, если можно максимально безопасно и удобно расплачиваться одной лишь улыбкой на лице", - заметил относительно проекта Selfietopay генеральный директор и основатель VisionLabs Александр Ханин.

В пресс-службе компании "Вокорд", еще одного разработчика систем биометрической идентификации, корреспонденту ComNews указали на то, что компания является официальным вендором единой биометрической системы (ЕБС), которую ПАО "Ростелеком" делает для всего банковского рынка России. "Система должна заработать 1 июля. Наши системы идентификации полностью готовы к работе в этом проекте", - проинформировали в компании.  

Относительно того, насколько подобные Selfietopay сервисы получат широкое распространение на российском рынке, в пресс-службе "Вокорд" сказали: "Меняется способ идентификации человека, создается инфраструктура для повсеместного внедрения биометрии. По прогнозам специалистов, биометрическая идентификация при получении финансовых услуг в течение пяти лет станет основным способом подтверждения личности в нашей стране. С июля этого года заработает система удаленной биометрической идентификации по голосу и лицу. Это значит, что постепенно будет создана база для повсеместной биометрической идентификации при получении самых разных видов сервисов".

По словам представителей пресс-службы NtechLab, компания определила для себя стратегию развития исходя из уникальных особенностей, которыми обладает ее алгоритм, - это высокая точность и скорость распознавания лиц в потоковом видео, где требуется решать более сложные задачи, а именно - в режиме реального времени эффективно работать с большим массивом "сырых" изображений.

"Компания продвигает свои решения в качестве неотъемлемой части больших проектов в области общественной безопасности, связанных с технологиями умного города и интеллектуального видеонаблюдения на объектах инфраструктуры, в том числе и на транспорте. Другим направлением развития является интеграция решений для использования в розничной торговле, позволяющих компаниям повысить рентабельность бизнеса за счет понимания предпочтений клиентов и снижения операционных потерь. Финансовый сектор менее интересен NtechLab, при этом компания является технологическим партнером основных разработчиков банковских систем", - рассказали в пресс-службе NtechLab.

Говоря с корреспондентом ComNews, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын обратил внимание на то, что пользователи сейчас не испытывают острого дефицита платежных средств, так что даже система  Apple  Pay и ее конкуренты внедряются в США отнюдь не так быстро, как планировали их создатели. "Барьером являются не столько пользователи, сколько магазины, которые уже инвестировали в считыватели карт и не готовы покупать устройства следующих поколений, пока не "отобьют" предыдущие затраты на технику. Кроме того, операторы пластиковых карт тоже не готовы безропотно уйти с рынка и тоже делают процесс оплаты более простым и удобным. Поэтому инновационным технологиям предстоит тяжелая конкурентная борьба и потребуются значительные затраты на маркетинг", - уверен Леонид  Делицын.

В разговоре с корреспондентом он также добавил: "Когда-то мясник и зеленщик продавали д’Артаньяну и мушкетерам продукты в кредит, поскольку знали их в лицо, хотя трактирщик вряд ли так же легко наливал им бургундское в полумраке подвала. Можно предположить, что место таким сервисам найдется в магазинах у дома, где продавцы в основном знают своих покупателей, так что для оплаты достаточно будет показать свое лицо камере. А стоматологу, возможно, вместо фотографии лица пациента подойдет снимок его зубов, который он хорошо помнит. Поскольку доктора и сотрудники регистратур знают своих клиентов в лицо, способ имеет шансы и в медицинских учреждениях. В целом везде, где клиента помнят, а он - доверяет сервису, способ может быть внедрен, поскольку помимо искусственного интеллекта, защиту обеспечивает обычный человеческий".

На взгляд начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, если технология Selfietopay будет относительно безопасна, то она будет востребована. "Для ретейлеров она - увеличение торгового оборота. Для клиентов - удобство: можно зайти в магазин, даже если забыл кредитную карточку", - сказал Георгий Ващенко.

Относительно того, следует ли ожидать массового появления подобных Selfietopay сервисов в розничной торговле, он заметил следующее: "Это будет зависеть от интереса прежде всего крупных торговых сетей. Расходы на оборудование одной кассы, вероятно, будут немалыми и лицензия на программное обеспечение тоже недешевой, поскольку сильно ограничен круг производителей оборудования и разработчиков ПО. Я полагаю, что сначала будут оборудованы пилотные точки с большой проходимостью и по результатам анализа данных покупателей будет принято решение о внедрении".

По словам Георгия Ващенко, логично ожидать, что биометрию в платежных сервисах будут внедрять такие ретейлеры, как ПАО "МегаФон", ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и подобные, а затем, возможно, и продуктовые ретейлеры и магазины прочих товаров - например, одежды и обуви.