© ComNews
09.06.2018

ГК "Обит", исторически развивавшаяся как телекоммуникационный оператор, вышла на рынок продуктов аварийного, резервного и бесперебойного энергообеспечения. Соответствующий комплекс решений "Обит" предложил на базе компетенций приобретенной им инжиниринговой компании "Энком". По словам главы "Обит" Андрея Гука, эту покупку оператор совершил в рамках диверсификации бизнеса.

Как рассказали в пресс-службе "Обит", в составе комплекса услуг, предоставляемых компанией совместно с "Энком", - аудит и проектирование, производство и поставка источников бесперебойного питания (ИБП), дизель-генераторных установок (ДГУ) и сопутствующего электрооборудования, монтаж и пусконаладка, а также сервисное обслуживание, ремонт и аренда. При этом в пресс-службе "Обит" указали, что самые перспективные заказчики таких услуг - финансовые структуры, дата-центры, медицинские учреждения и торгово-развлекательные комплексы. Таких компаний, как отметили в "Обит", достаточно много среди клиентов.

Что касается непосредственно продуктов "Энком", то, по мнению генерального директора "Обит" Андрея Гука, в сфере B2B они очень востребованы, поле деятельности для поставщика решений по бесперебойному энергоснабжению огромно: в первую очередь это медицинские учреждения, производственные и добывающие компании, ретейл, финансовый сектор, IT и телеком, транспорт, спортивные объекты.

"До конца текущего года мы рассчитываем заключить до 30 контрактов на поставку и обслуживание ИБП или ДГУ с нашими нынешними абонентами", - заметил Андрей Гук. Абонентская база оператора, как отмечают в его пресс-службе, включает более 10 тыс. корпоративных клиентов.

"Альянс с "Энкомом" позволит компании расширить компетенции в обслуживании инфраструктуры для бизнеса и наряду с аутсорсингом систем связи и IT предлагать услуги бесперебойного энергоснабжения. Экономия клиента за счет сокращения временных затрат и синергетического эффекта составит порядка 17%", - заявили в пресс-службе "Обит".

"Обит" уже несколько лет реализует стратегию горизонтальной диверсификации. Так, в 2017 г. мы запустили новое направление бизнеса - комплексный аутсорсинг IT-инфраструктуры, фактически превратившись из поставщика телеком-услуг в оператора-интегратора. Объединение усилий с компанией "Энком" позволит нам выйти на еще более высокий технологический уровень и - что еще важнее - новый уровень взаимодействия с клиентами. Мы возьмем на себя еще одну сложную техническую задачу и в конечном счете облегчим их жизнь", - прокомментировал приобретение оператором компании "Энком" Андрей Гук.

Относительно причин приобретения "Энкома" он заметил следующее: "Мы увидели, что оказывать услуги в данной сфере очень перспективно: каждое отделение банка, автозаправка, дата-центр, больница, магазин, любое производство нуждаются в источнике бесперебойного, резервного или аварийного электропитания. "Энком" мы знаем давно как профессионального и надежного поставщика решений по бесперебойному энергоснабжению: именно эта компания обеспечивала наш дата-центр такой системой. Клиентские базы и целевые аудитории "Обит" и "Энкома" во многом пересекаются. Поэтому, объединившись в группу компаний, мы взаимно усиливаем друг друга, спектр компетенций каждой из компаний расширяется. Кроме того, такой альянс укладывается в нашу стратегию горизонтальной диверсификации, на которую возлагаем большие надежды".

При этом, как добавил Андрей Гук, ожидания от альянса с "Энкомом" у оператора, конечно, позитивные. "Мы надеемся и на охват наших имеющихся клиентов, и на подключение клиентов "Энкома" к нашим услугам, и на новые контракты. Такой синергетический эффект будет способствовать быстрому росту нового направления деятельности. Но долю "Энкома" в "Обит" вычислять не будем: все-таки это отдельные компании, отдельные юридические лица, у каждого свои показатели", - сказал Андрей Гук.

"Обит" приобрел "Энком" в конце 2017 г. В последующие полгода шла настройка и оптимизация внутренних процессов последней, после чего компании стали готовы предложить комплексные услуги клиентам. Информация о том, какова стоимость приобретенного актива, как заметили в "Обит", является коммерческой тайной. При этом в ней указали, что, находясь в альянсе с "Обит", "Энком" сохраняет свое юридическое лицо. "Это отдельное юридическое лицо, ООО "Энком", - указали в "Обит".

По словам Андрея Гука, в связи с объединением с оператором "Обит" в "Энком" был назначен новый генеральный директор Вячеслав Сазонов, а также проведены некоторые другие перестановки.

О том, в каких еще направлениях компания "Обит" планирует диверсифицировать свой бизнес, Андрей Гук сказал следующее: "Мы озвучим планы, когда будем ближе к реализации". При этом он заметил, что запущенное "Обит" в прошлом году новое направление бизнеса - комплексный аутсорсинг IT-инфраструктуры - за год существования активно развивалось. "Мы наработали большой опыт, расширили штат специалистов, стали предоставлять эту услугу и в Москве. Можно сказать, что IT-поддержка стала одним из главных драйверов роста для "Обит" в этом году. К концу года мы ожидаем от этой услуги ощутимых финансовых результатов. Сообщим о них по итогам года", - рассказал Андрей Гук.

Отметим, что "Энком", вошедший в ГК "Обит", работает на рынке энергообеспечения с 2007 г. В Петербурге функционирует собственная производственная база компании, на которой изготавливаются источники бесперебойного питания мощностью от 10 кВА до 500 кВА под собственной торговой маркой Enkom. Компания является официальным поставщиком ИБП, ДГУ и дополнительного щитового оборудования под марками APC, CTM, Delta, Eaton, FG Wilson, Onis Visa, Riello UPS. К настоящему моменту она поставила и обслуживает более 1,5 тыс. единиц оборудования для 500 клиентов. Что касается ГК "Обит", то ее совокупный годовой оборот составляет более 2 млрд руб.

Беседуя с корреспондентом ComNews о приобретении оператором "Обит" компании "Энком", партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева указала на то, что диверсификация B2B-бизнеса телеком-операторов и выход в сегменты, связанные с ИТ, - это тенденция последних нескольких лет. "Как правило, B2B-бизнес более чувствителен к изменениям в экономической конъюнктуре по сравнению с сегментом B2C. Выбор новых ниш в смежных сегментах определяется целым рядом факторов, в том числе производственными и партнерскими связями", - пояснила Татьяна Толмачева.

Относительно того, насколько активно операторы связи, действующие в сегменте B2B, диверсифицируют свой бизнес, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын заметил следующее: "Все зависит от конкретных обстоятельств, и общая формула тут вряд ли существует, поскольку ключевые компетенции, ресурсы, и бизнес-сети у каждой компании свои. Естественно, по мере роста компании диверсифицируют бизнес и превращаются в холдинги, в группы компаний, позже что-то продают, то есть этот процесс идет в обе стороны".

При этом он отметил, что, поскольку сами операторы относительно невелики, диверсификация и создание холдингов позволяет им в какой-то мере задействовать эффект масштаба и закрепляться на рынке. "Поэтому тенденция к диверсификации будет набирать обороты. На новых рынках возникают небольшие, специализированные компании, но по мере роста зрелости рынка они диверсифицируются", - заявил Леонид Делицын.

Он также обратил внимание на то, что большинство телеком-операторов - и B2B, и B2C - сегодня находятся в поисках новых драйверов роста, что вынуждает их заниматься смежными рынками, интеграцией, внедрять продукты и услуги крупных поставщиков.

На взгляд вице-президента Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров (ГИФА) Богдана Зварича, альянс "Обит" и "Энком" возник в связи с тем, что первая видит потребности своих клиентов в данной услуге. "У компании существенный объем клиентов - юридических лиц. В результате подобного объединения компания сможет предложить им дополнительные услуги по повышению надежности энергообеспечения и бесперебойного питания объектов. Фактически здесь можно говорить о создании сопутствующей инфраструктуры", - пояснил Богдан Зварич.

Что же касается диверсификации бизнеса компаний, предоставляющих связь в сегменте B2B в целом, то она, по его мнению, логична. "Рынок высококонкурентный, а наличие дополнительных предложений может позволить улучшить финансовые показатели компаний, а также повысить их конкурентоспособность", - отметил Богдан Зварич.