© ComNews
13.06.2018

На прошедшей в рамках ЦИПР-2018 сессии "Информационная инфраструктура: драйверы экономики будущего" внимание ее участников было приковано к поиску места государства в создании информационной инфраструктуры в России. Мнения по данному вопросу были очень различны.

Выступая на сессии, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев обратил внимание собравшихся на то, что на высшем государственном уровне сегодня обсуждается возможное сотрудничество частного бизнеса и государства при создании информационной инфраструктуры в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). "Инвестиционные возможности операторов по созданию сети 5G, возможность разработки российскими компаниями предложения по облачным сервисам, а также возможное участие частного бизнеса в государственно-частном партнерстве при создании ключевых государственных цифровых платформ - это основные направления, рассматриваемые и обсуждаемые сегодня создателями программы "Цифровая экономика", - отметил он.

Вторил заместителю министра исполнительный директор фонда "Сколково" Константин Паршин: "Модель государственно-частного партнерства в создании информационной инфраструктуры действительно нужно развивать. При этом нужно развивать так называемые сквозные use-кейсы, формирующие определенные рыночные доходы и способствующие привлечению инвестиций. В свою очередь, "Сколково" видит свою роль в формировании условий для вертикальных цепочек, в которых и инфраструктурный оператор, и поставщики соответствующих решений, и рыночные игроки, и участники инновационной экосистемы могут формировать полноценные продукты, новые сервисы".

Несколько иной акцент - не на формате реализации проектов в сфере информационной инфраструктуры, а на как таковой ее принадлежности - сделал в своем выступлении генеральный директор ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (система "Платон") Антон Замков: "Информационная инфраструктура должна быть в собственности государства. По той простой причине, что ни один частный партнер и ни один оператор связи не в состоянии развернуть всю ту инфраструктуру, которая необходима нам для будущего". Это же, по его словам, распространяется и на все, что связано с обработкой данных.

"Задача государственная - эту "верхнюю" инфраструктуру развивать в первую очередь", - отметил Антон Замков. Он также добавил, что если не передавать информационную инфраструктуру государству, то страна снова столкнется с большим количеством современной инфраструктуры, совершенно не нужной прикладным отраслям.

При этом, по его словам, в то время как говорят о 5G, о больших данных, элементарно посмотрев на карту покрытия дорог связью, на некоторых можно не увидеть не то что сети 3G - на региональных дорогах зачастую нет даже сети 2G. "Таким образом, выходит, что даже федеральные дороги покрыты связью не на 100%. И это большая проблема. О каком беспилотном транспорте можно говорить, если не обеспечивается самое простое - передача данных. Причем данный факт - только самая небольшая часть проблем", - отметил Антон Замков.

В свою очередь, советник по реализации проекта "ЧМ 2018" правовой функции головного офиса ПАО "МегаФон" Егор Скуратов указал, что проекты в сфере информационной инфраструктуры нуждаются лишь в некоторой финансовой поддержке со стороны государства. "В ходе заседаний соответствующей рабочей группы отраслевое сообщество пришло к консолидированному мнению, что инвестиции в инфраструктуру 5G для достижения целевых показателей к 2024 г. на ежегодной основе возможны в объеме до 15 млрд руб. Вопрос, требующий дополнительной проработки в рамках плана наших мероприятий по мерам инвестиционного стимулирования, в которых мы также ждем поддержки со стороны государства, - в том, достаточно ли будет тех инвестиций, которые готовы изыскать операторы в своих инвестиционных программах", - заявил Егор Скуратов.

На целесообразность иного, нефинансового, участия государства в создании информационной инфраструктуры указал в своем выступлении заместитель генерального директора по информационным технологиям и развитию новых продуктов ФГУП "Почта России" Сергей Емельченков. "К "Почте России" большая часть клиентов пришла из государственных сервисов, при этом уникальным образом 90% клиентов были идентифицированы также через них - в этом большая заслуга министерства", - отметил Сергей Емельченков. В связи с этим, по его мнению, роль государства состоит в разработке такого рода платформ, а не в как таковом создании инфраструктуры. "Инфраструктуру, когда в ней есть потребность на рынке, предоставят. Скорее есть необходимость в стандартах и определении возможностей в отрасли", - отметил Сергей Емельченков.

Кардинально не согласился с мнениями участников сессии генеральный директор RadiusGroup (ООО "Радиус Груп") Дмитрий Мариничев. По его мнению, никакого участия государства в создании информационной инфраструктуры не нужно, как и на любом другом рынке. "Оно только мешает и порядка никакого не делает. Можно ли построить информационную инфраструктуру без государства? Конечно можно. Мы в России уже ее построили. Тот же самый Интернет, которым мы сейчас пользуемся, полностью построен без участия государства. Оно туда ни копейки не вложило и ничего не сделало. А теперь вдруг решило строить информационную инфраструктуру. Зачем и для чего? Никакая информационная инфраструктура не нужна, если ментально не существует людей, готовых ее потреблять", - заметил Дмитрий Мариничев.

Он также указал на то, что при наличии информационной инфраструктуры, строительство которой должно осуществить государство и на которую впоследствии будут "насажены псевдорыночные отношения внутри стартапов" - проектов, которые необходимо точно так же взращивать в виде рационализаторских коллективов, получится нечто вроде управляемой структуры ПАО "Российская Федерация", должной конкурировать на мировом рынке. "С кем она будет конкурировать, если там конкурируют транснациональные корпорации и конкуренция уже совершенно иного уровня?", - задается вопросом Дмитрий Мариничев.

По его мнению, для появления в России мировых гигантов, нуждающихся в информационной инфраструктуре, необходимо государственное законодательство, формирующее условия для их прихода на российский рынок. "А у нас что происходит? Все с точностью до наоборот. Мы весь трафик пишем согласно "пакету Яровой" и тем самым формируем спрос на ЦОДы, - указал Дмитрий Мариничев. - Какой гигант придет и разместится у нас при таких условиях? Никто не придет. И сейчас мы видим простой и избыточность мощностей коммерческих ЦОДов - так как у них отсутствует клиентская загрузка. И в будущем она, их клиентская загрузка, не предвидится. Что касается цодостроения, то оно на сегодняшний день практически отсутствует, происходит перераспределение рынка и монополизация со стороны государства".

Тот пример, по словам Дмитрия Мариничева, когда система "Платон" прибрела ЦОД, - плохой пример. "Он абсолютно отрицателен, потому что ни "Почта России", ни какой-либо другой сервис-провайдер тех или иных офлайновых или онлайновых услуг не должен строить себе ЦОД. Он должен покупать эту услугу у коммерческой организации конкретной специализации в соответствии с таким понятием, как разделение труда. Разделение цепочки добавленной стоимости. Сейчас же она в России вертикально интегрируется наоборот", - заявил Дмитрий Мариничев.

Задача российских властей, как далее заметил в своем выступлении Дмитрий Мариничев, - создать условия, в которых будут выращиваться "организмы в виде коммерческих компаний" и взаимодействовать между собой, составляя новые элементы и, как в биологии, формируя новую жизнь, приспособленную к новым реалиям. "А у нас что? У нас этого нет. И не будет. Сформировать же с участием государства информационные структуры и этому радоваться – все равно, что построить огромные дороги, мраморные здания, например как в Туркменистане, и не иметь ни одного жителя, который бы воспринял такое строительство позитивно либо же хотел воспользоваться его результатами", - указал Дмитрий Мариничев.

Также, по его мнению, задача государства - в обучении его граждан, в частности в формировании соответствующих навыков и умений, и предоставлении возможности проявляться в явном виде конкурентным преимуществам участников рынка информационной инфраструктуры.