© ComNews
29.06.2018

На базе почтовых отделений в Москве, Краснодарском крае и Рязанской области начали работать тестовые точки продаж ПАО "Магнит". Продуктовые магазины открылись как в городских, так и в сельских отделениях - 12 стационарных и одном передвижном. Как заявляют во ФГУП "Почта России", компания стремится повысить эффективность почтовой розницы, поэтому сотрудничество с одним из ведущих ретейлеров в России является для нее перспективным направлением.

Как рассказали в пресс-службе "Почты России", проект реализуется в соответствии со стратегическим трехсторонним партнерством между "Почтой России", ПАО "Магнит" и ПАО "Банк ВТБ". В тестовых отделениях, запущенных в рамках проекта, вся продукция, за исключением почтовых товаров, предоставлена "Магнитом". В ассортименте стационарных точек насчитывается от 200 до 800 наименований товаров, в зависимости от площади и месторасположения отделения связи, в автолавке - около 50 позиций. В сельской местности это в первую очередь продукты питания, бытовая химия, предметы первой необходимости и сопутствующие товары; в городах - напитки, снеки, кондитерские изделия. При этом в селах покупатели могут влиять на ассортимент, оставляя пожелания об ассортименте представленного товара.

"Почта России", как указали корреспонденту ComNews в пресс-службе компании, стремится повысить эффективность почтовой розницы, поэтому сотрудничество с одним из ведущих ретейлеров в России является для нее перспективным направлением. Для сети "Магнит" запуск тестовых точек в почтовых отделениях означает расширение географии продаж и позволяет охватить территории, где открытие традиционных магазинов экономически нецелесообразно. При этом в пресс-службе "Почты России" отметили, что сотрудничество в рамках проекта с "Магнитом" способствует оптимизации издержек обоих компаний. Покупатели получают дополнительный сервис и могут совмещать посещение почтовых отделений с приобретением товаров.

 "Одна из приоритетных задач нашего совместного проекта - протестировать розничные форматы в почтовых отделениях крупных городов и сельской местности. Помимо этого, во всех пилотных объектах мы также запустим доставку продуктов потребителям на дом по каталогу, который можно будет получить у почтальонов. По итогам проекта до конца года будет принято решение о его дальнейшем масштабировании", - заявил генеральный директор "Почты России" Николай Подгузов.

Как пояснили в пресс-службе "Почты России", по итогам тестирования до конца года будет проведена оценка эффективности проекта и принято решение о дальнейшем масштабировании. "Оценка будет проводиться по нескольким критериям, среди которых удовлетворенность потребителей, а также финансовые итоги продаж в почтовых отделениях", - сообщили в пресс-службе "Почты России". При этом в компании обратили внимание, что она стремится повысить эффективность почтовой розницы, поэтому сотрудничество с одним из ведущих ретейлеров в России является для нее перспективным направлением.

Что касается доставки продуктов, заказанных по каталогу, в пресс-службе "Почты России" сказали следующее: "Доставка продуктов по каталогам будет осуществляться почтальонами на дом. Помимо этого, потребители смогут забрать заказанные продукты сами в тестовой точке в почтовом отделении".

"Мы понимаем, что у жителей разных территорий есть свои особенности в покупательском поведении. В тестовых торговых точках мы сумели подобрать такой ассортимент и линейку товаров, которые наиболее востребованы в этих населенных пунктах. На основе анализа собственной базы данных "Магнита" для каждого отделения разработано индивидуальное предложение. Мы становимся еще ближе к покупателям и предоставляем им более широкие возможности для приобретения товаров. Мы рассчитываем, что проект будет успешным и выгодным для обеих компаний", - отметила генеральный директор "Магнита" Ольга Наумова. 

Говоря с корреспондентом ComNews о том, насколько перспективна идея торговать продуктами в отделениях "Почты России", аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын заметил, что торговать перспективно в любой точке, где часто ходят люди. "Иногда можно обнаружить торговцев, продающих что-нибудь непосредственно рядом с "Почтой России". Если поблизости уже находится продуктовый магазин, то поток покупателей, безусловно, будет меньше. Оптимален случай, когда помещение почты расположено вблизи жилых домов, но удалено от продуктовых магазинов. В этом случае проект может окупаться", - отметил Леонид Делицын.

При этом он указал на то, что в случае реализации проекта с "Магнитом" в полном объеме, оборот "Почты России" может вырасти на 100-150 млрд руб., то есть увеличить ее выручку более чем в полтора раза.

Что касается тех конкурентных преимуществ, которые присутствуют в схеме продаж товаров, реализованной в рамках проекта "Почты России" и "Магнита", Леонид Делицын заметил следующее: "Почта России обладает крупнейшей в стране сетью отделений. Это, в частности, позволяет ей развивать ПАО "Почта Банк" и доставку электронных покупок. С другой стороны, несмотря на то что на почте можно было купить некоторые товары и получить покупки, она не позиционировалась как магазин, и вряд ли массовый потребитель воспринимает ее в таком качестве. Вряд ли "Почте России" удастся позиционироваться как престижному супермаркету, скорее всего она будет работать в нише небольших магазинов шаговой доступности, продающих ограниченный набор самых необходимых и недорогих товаров. В таком случае она будет конкурировать не с самим "Магнитом" или сетями, принадлежащими X5 Retail Group, а с небольшими магазинами у дома".

Как отметила в разговоре с корреспондентом ComNews аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова, суть запуска пилотного розничного проекта "Магнита" и "Почты России" заключается в том, чтобы протестировать, насколько жизнеспособна схема торговли продуктами в отделениях "Почты". "С точки зрения увеличения дохода сама идея должна быть больше интересна, наверное, "Магниту". Он сконцентрирован на формате "магазина у дома" и уступает в продажах супермаркетам из-за недостаточной пропускной способности своих точек, а проект может повысить их трафик и конверсию, следовательно, продажи", - указала Анастасия Соснова.

Относительно того, насколько проект с "Магнитом" позволит "Почте России" увеличить доходы, она заметила, что той проект выгоден скорее не с точки зрения потенциала увеличения доходов, сколько с точки зрения оптимизации затрат, логистики. "Например, "Почта России" может загружать свободные емкости грузового транспорта "Магнита" почтовыми отправлениями", - заявила Анастасия Соснова.