© ComNews
10.07.2018

К проекту системы маркировки "Честный знак" Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) присоединилось ООО "Атол" - производитель кассового оборудования, а также ООО "Такском", специализирующееся на электронном документообороте (ЭДО). Благодаря их присоединению с системой маркировки интегрированы доработанные онлайн-кассы и программы ЭДО. Как заявляют в "Атоле", привлечение как его, так и "Такскома" к проекту "Честный знак" сделано в целях того, чтобы подключение новых участников к системе маркировки проходило максимально комфортно.

Как рассказали в пресс-службе "Атола", совместные решения компаний включают в себя доработанные онлайн-кассы и программы ЭДО, интегрированные с системой маркировки. Данные продукты созданы для всех участников рынка - от крупного до микробизнеса и позволят присоединиться к эксперименту по маркировке в сжатые сроки. При этом предпринимателям не потребуется дополнительная перенастройка программного обеспечения (ПО) и оборудования.

Напомним, что в конце декабря Владимир Путин одобрил решение правительства о создании на базе Центра развития перспективных технологий единой национальной системы цифровой маркировки к 2024 г. Система, оператором которой является ЦРПТ, работает под брендом "Честный знак". Она легко масштабируется и позволяет быстро подключать новые товарные группы. "Мы готовы работать с любым типом маркировки, который позволит обеспечить прослеживаемость продукции и вместе с бизнесом отработать все процессы и технологии", - заявили корреспонденту ComNews в ЦРПТ.

При этом в компании отметили, что ЦРПТ открыт к взаимодействию и с первых дней своей работы приглашает рыночных игроков и разработчиков ИТ-решений для бизнеса к участию в создании цифровой платформы, формирующейся в процессе реализации Единой национальной системы маркировки "Честный знак" и Национального каталога товаров. "Мы хотим сделать нашу систему максимально открытой, удобной и полезной для рынка, поэтому создаем решения, требующие минимального вмешательства в бизнес-процессы и минимальных инвестиций. В целом работа по внедрению маркировки и прослеживаемости - это работа с большим количеством партнеров по нахождению общего языка, общих позиций", - указали в ЦРПТ.

Пилот по маркировке табака проводится с 15 января. В нем участвуют все крупные производители табачной продукции, дистрибьюторы и крупные розничные сети. 1 июня стартовал эксперимент по маркировке обуви. В рабочую группу проекта также вошли ключевые производители, логистические компании и ретейлеры. Оба пилота реализуются на платформе национальной системы "Честный знак".

"В настоящий момент Центр реализует пилотные проекты по маркировке табака и обуви. Они являются добровольными, однако в экспериментах участвуют практически все крупнейшие рыночные игроки. Например, в состав табачного пилота входит Philip Morris International, Japan Tobacco International, British American Tobacco и "Империал тобакко", а также дистрибьюторы, большой ретейл, операторы фискальных данных и электронного документооборота", - рассказали в пресс-службе ЦРПТ.

При этом в компании указали, что для ряда товарных групп маркировка станет обязательной с 2019 г. - это следует из распоряжения правительства РФ. К ним относятся духи и туалетная вода, табак, обувь, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. Вскоре станет обязательной и маркировка лекарств.

"Также ЦРПТ тесно сотрудничает с пивной и молочной отраслью. Компании обратились к нам с просьбой изучить технические особенности их бизнес-процессов для принятия решения о проведении добровольного эксперимента по маркировке готовой молочной продукции, пива и слабоалкогольных напитков", - рассказали в ЦРПТ.

Компания "Атол", как обратили внимание в ее пресс-службе, стала первой из производителей контрольно-кассовой техники, реализовавшей продукцию с кодом DataMatrix через несетевую розницу. "Кассы "Атол" сочетают сразу два функциональных блока - приемку и выбытие табачной продукции в одном комплекте. Приемка выполняется после сканирования товара, через систему ЭДО, уже интегрированную с ПО комплекса. Выбытие товара из системы маркировки остается незаметным для кассира: информация о событии просто фиксируется в чеке", - рассказали в "Атоле".

"Все, что необходимо сделать кассиру, - считать сканером цифровой код DataMatrix на пачке при продаже", - добавила директор по развитию бизнеса фискальных решений "Атола" Юлия Русинова.

Преимуществом решения "Атола", как отметили в пресс-службе компании, является доступная для малого предприятия цена и возможность индивидуального формирования комплекта оборудования. "Именно с помощью такого решения была продана пачка с кодом DataMatrix из несетевого магазина в рамках эксперимента по маркировке табака", - указали в пресс-службе "Атола".

При этом, как указала в разговоре с корреспондентом ComNews Юлия Русинова, задача "Атола" в рамках проекта "Честный знак" - предложить кассовые решения и сервисы для розничной продажи, которые, с одной стороны, обеспечивают приемку и выбытие маркированных товаров, с другой - являются удобными и оптимальными по стоимости для предприятий разного масштаба. "Кроме того, у нас большой ассортимент решений для штрихкодирования, которое необходимо на промежуточных этапах взаимодействия между производителем и покупателем", - заметила Юлия Русинова.

Относительно стоимости решения, предусматриваемого проектом "Честный знак", для заказчика Юлия Русинова заявила следующее: "Наша компания ориентируется на предприятия разного профиля и масштаба деятельности. Поэтому в нашем ассортименте будут решения разных ценовых сегментов - в зависимости от потребностей бизнеса". Говоря о том, что дает заказчику подключение к системе маркировки "Честный знак", Юлия Русинова обратила внимание на то, что система маркировки направлена на обеление рынка. "Соответственно, ключевые преимущества, которые получают предприятия от подключения к данной системе, это возможность работать в условия равной конкуренции, повышение выручки за счет вытеснения нелегальной продукции с рынка, оптимизация бизнес-процессов, повышение качества бизнес-аналитики благодаря данным из системы, защита бренда добросовестного производителя", - указала Юлия Русинова.

"Согласно постановлению правительства РФ, с 2019 г. планируется введение обязательной маркировки для ряда групп товаров (сначала табак, потом обувь, затем духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и т.д.). Это означает, что все, кто связан с производством и реализацией продуктов из данных групп, должны будут взаимодействовать с системой маркировки - каждый на своем уровне. Например, производитель продукции - при нанесении маркировки на товар и отражении его в системе, отгрузке в канал продаж и, соответственно, отражении этого в системе (фиксация смены собственника). Оптовик - на стадии проверки и подтверждения получения товаров с марками. Разумеется, передача товаров в розницу осуществляется тоже через систему маркировки. А уже в рознице выполняется приемка - то есть опять фиксируется смена собственника в системе маркировки - и выбытие маркированного товара через онлайн-кассу", - рассказала Юлия Русинова.

"Такском" решает задачи перехода участников оборота табачной продукции на электронный документооборот что, с одной стороны, является необходимым требованием для участия в пилотном проекте, а с другой - позволит в будущем серьезно сократить операционные затраты на оформление любых сделок", - отметила советник председателя совета директоров "Такскома" Елена Апарина.

При этом, как пояснили в пресс-службе "Такскома", внося вклад в систему маркировки "Честный знак", компания отвечает за создание решений для электронного документооборота и взаимодействия с государственными информационными системами. "В числе наших клиентов - как основные торговые сети страны, так и малоформатная розница", - отметили в "Такском".

Относительно стоимости решения "Честный знак" для заказчика, в компании сказали следующее: "Торговые сети и малоформатная розница являются получателями электронных документов. Входящий электронный документ традиционно не тарифицируется". В "Такскоме" также отметили, что подключение к системе маркировки "Честный знак" дает заказчику возможность легко проверить легальность товара и исключает возможность подделки.

Что касается объема рынка товаров, подпадающих под маркировку в рамках проекта системы маркировки "Честный знак", в "Такскоме" заявили: "Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень 10 групп товаров, которые с 2019 г. будут подлежать обязательной маркировке. Таким образом, с расширением перечня товаров количество участников проекта маркировки будет расти и охватывать значительную долю товарного рынка страны".

Говоря с корреспондентом ComNews про участие в проекте системы маркировки "Честный знак", директор OFD.RU (ООО "Петер-сервис спецтехнологии") Антон Румянцев заявил следующее: "OFD.RU присоединился к проекту системы маркировки еще в прошлом году и взаимодействует с ЦРПТ по данному вопросу. Мы считаем, что оператор фискальных данных станет неотъемлемым звеном в условиях реализации программы маркировки товаров. В новых условиях OFD.ru планирует предоставлять услуги ЭДО для передачи УПД между поставщиками - от производителя до розницы, - передавать в ЦРПТ данные о маркировке товара и данные о продаже каждого маркированного товара".

Генеральный директор оператора фискальных данных "Платформа ОФД" (ООО "Эвотор ОФД") Алексей Баров в разговоре с корреспондентом ComNews отметил следующее: "Платформа ОФД" уже участвует в проектах по маркировке ряда товаров. Мы планируем развивать это направление, чтобы обеспечивать нашим клиентам удобство в работе по новым правилам согласно требованиям законодательства. На данном этапе в подобных проектах ОФД развивают компетенции и нарабатывают экспертизу. О каких-то конкретных выгодах говорить преждевременно".

Директор по продукту АО "ЭСК" (бренд "Первый ОФД") Андриан Бездольный, беседуя с корреспондентом ComNews об участии в проекте системы маркировки "Честный знак", сказал: "Планы есть, более того, с марта 2018 г. мы принимаем участие в пилотном проекте по маркировке и прослеживанию табачной продукции с нашим ключевым клиентом - Metro. Мы ведем разработку совместно с производителями касс и в ближайшее время сможем объявить о результатах этой работы. Со стороны программного комплекса оператора фискальных данных выполнены все необходимые доработки, которые позволяют осуществлять интеграцию с ЦРПТ по передаче данных о маркировке".

Отслеживание определенных групп товаров, добавил Андриан Бездольный, является важной стратегической задачей государства, поэтому сейчас так много внимания уделяется пилотным проектам в этой области. "Выгода для нашей компании в том, что, участвуя в данном проекте, мы помогаем государству решать важную задачу по выстраиванию прозрачной системы товарооборота. Кроме того, мы помогаем нашим клиентам - крупным ретейлерам разобраться в этом пилотном проекте и понять, какие необходимо предпринять действия, чтобы соответствовать всем требованиям по маркировке и легко войти в реальный процесс. В будущем система позволит избежать появления контрафактной продукции, а также сделать всю цепочку товарооборота от производителя к покупателю прозрачной, понятной и отслеживаемой", - указал Андриан Бездольный.