© ComNews
13.07.2018

Yota (ООО "Скартел", "дочка" ПАО "МегаФон") снизила цены на пакеты минут и трафика в 17 регионах. В среднем стоимость минут снизилась на 20%, а цены на трафик упали более чем на 55%. Аналитики придерживаются позиции, что локальное ценовое снижение на услуги связи будет периодически происходить, поскольку операторы дублируют приемы конкурентов, чтобы не потерять свою долю рынка.

Yota  снизила цены на пакеты минут и трафика в 17 регионах - Иркутской, Пермской, Тюменской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Омской, Кемеровской, Томской, Нижегородской, Курской, Курганской, Тульской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Например, в Белгородской области за 160 руб. пользователям доступно 42 Гб трафика против 300 руб. за 30 Гб, а стоимость 400 минут теперь составляет 70 руб. вместо 100 руб. В ЯНАО теперь можно приобрести 500 минут разговоров за 90 руб. вместо 115 руб., а 22 Гб обойдутся в 140 руб. против 300 руб. за 20 Гб.

Оператор уточняет, что линейка доступна как новым клиентам мобильного оператора, так и текущим пользователям. У Yota есть предложения как для смартфона, так и для планшета и компьютера.

"Мы постоянно следим за ситуацией на рынке и корректируем линейку пакетов так, чтобы она максимально соответствовала потребностям пользователей", - объяснили снижение цен в пресс-службе Yota.

Ведущий консультант iKS-Consulting Максим Савватин прогнозирует, что локальное ценовое снижение на услуги связи будет периодически происходить. "Операторы будут дублировать приемы конкурентов, чтобы не потерять долю рынка, - объяснил Максим Савватин. - Операторы, несмотря на то что темпы роста рынка сейчас низкие, идут на прямое снижение цен и корректировку своих пакетов в сторону увеличения услуг. Вполне логично, что снижение цены говорит о том, что они делают ставку на рост абонентской базы. Это говорит о том, что рынок динамичен и конкурентен".

Аналитик iKS-Consulting напомнил, что в конце прошлого года ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), а потом и ПАО "МегаФон" снизили цены на пакеты минут и трафика в ряде регионов (см. новость ComNews от 6 декабря 2017 г.). Yota пошла по тому же пути. "Yota снизила цены в основном в тех регионах, которые уже ощутили на себе корректировку цен от федеральных игроков в декабре 2017 г. В этих регионах идет наиболее ожесточенная борьба за клиента", - говорит он. При этом Максим Савватин придерживается позиции, что со временем цены на услуги связи все равно выровняются.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов отмечает, что Yota является крупнейшим игроком на рынке MVNO. По данным аналитика "ТМТ Консалтинга", на оператора приходится свыше двух третей всех MVNO-абонентов РФ. "В свое время Yota сделала уникальное для рынка предложение, расчитанное на дата-ориентированных пользователей. Но их число в стране ограничено, да и в целом рынок мобильной связи давно насыщен, возможностей для набора абонбазы практически нет. В этих условиях оператор стремится повысить привлекательность своего предложения для удержания существующих клиентов и привлечения новых", - говорит Константин Анкилов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что снижение цен означает, что несмотря на заявления игроков рынка о том, что ценовые войны рынку вредят, альтернативных реализуемых способов привлечения абонентов пока так и не придумано.

Аналитик "Финама" обращает внимание на то, что теоретически конкурентным преимуществом виртуальных операторов должны были бы стать не цены, а лояльность потребителей и дополнительные услуги, которые традиционные операторы оказывать не могут. "Вспомним теорию конкуренции Портера: на рынке есть крупнейший игрок, который использует экономию масштаба и снижает цены, и есть игроки поменьше, которые либо оказывают специальные услуги особенно высокого качества, либо оказывают услуги отдельной пользовательской нише, - говорит Леонид Делицын. - Поэтому если MVNO начинают снижать цены, то это наводит на мысль, что чего-то не хватает - либо услуги не настолько сильно отличаются от массовых услуг, либо пользовательская ниша оказалась слишком размытой. Стимулировать продажи это будет, но основной вопрос о позиции на рынке - да и о смысле пребывания на нем - оставляет открытым".

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Вадим Меркулов связывает снижение цен Yota  со стратегией по привлечению новых клиентов. "Отчасти эта стратегия исчерпала себя, поскольку ей пользовались наши операторы в течение последних трех лет. Пользователи не могут постоянно ходить и менять оператора. Безусловно, это привлечет новых клиентов, но вряд ли данная программа просуществут дольше 5 месяцев", - предупредил аналитик "Фридом Финанса".

В связи со снижением цен Вадим Меркулов не ожидает повышения выручки у Yota как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Аналитик также напомнил про исполнение закона Яровой и обязанность операторов хранить данные. "Таким образом, демпинг цен станет сильно убыточным и в результате приведет к повышению цен", - резюмировал Вадим Меркулов.

Напомним, что в мае виртуальный оператор мобильной связи "Тинькофф Мобайл" (MVNO-проект банка "Тинькофф") также снизил цены на пакеты минут, Интернета и безлимитных сервисов (см. новость ComNews от 17 мая 2018 г.). Стоимость 600 минут голосовой связи оператора составила 199 руб. вместо 299 руб., 1200 минут - 299 руб. вместо 499 руб. Что касается изменений цен на Интернет, то теперь 8 Гб стоят 229 руб., тогда как ранее оператор предоставлял 7 Гб за 249 руб. Помимо того, если раньше 15 Гб стоили 449 руб., то теперь цена 16 Гб Интернета составляет 359 руб. При подключении пакета с 16 Гб интернет-трафика, по данным пресс-службы, стоимость каждого безлимитного сервиса ("Музыка", "Видео", "Мессенджеры" и "Социальные сети") составит 1 руб. (вместо 59 руб. и 159 руб.).