© ComNews
20.07.2018

В компании Veon Ltd. (материнская компания ПАО "ВымпелКом", бренд "Билайн") произошли изменения в организационной структуре. Теперь все компании, входящие в группу, будут напрямую подчиняться операционному директору Veon Шеллю Мортену Йонсену (на фото), который утвержден на этом посту. Аналитики полагают, что устранение лишних уровней менеджмента могло произойти из-за уменьшения количества рынков, на которых теперь присутствует оператор.

Группа Veon сообщила об обновлении организационной структуры. Теперь все компании, входящие в группу, будут напрямую подчиняться операционному директору Veon Шеллю Мортену Йонсену. Напомним, что ранее компании группы Veon распределялись по трем дивизионам - "Крупнейшие рынки" (Россия и Италия), "Развивающиеся рынки" (Пакистан, Бангладеш и Алжир) и "Евразия" (Узбекистан, Казахстан, Украина, Киргизия, Армения, Грузия и Таджикистан). У каждого из дивизионов был свой руководитель.

Veon объясняет изменения в структуре управления переходом к более эффективной операционной модели и поддержкой компаний на развивающихся рынках. По сути, эти изменения означают упразднение трех вышеназванных дивизионов Veon. В пресс-службе Veon не ответили на запрос ComNews.

"Мы создаем новую, более простую структуру, которая поможет нашим компаниям предоставлять лучшие услуги клиентам и стать еще ценнее для акционеров", - объяснила изменения в структуре группы Veon временно исполняющая обязанности генерального директора Veon, глава наблюдательного совета компании Урсула Бернс.

Напомним, что с августа 2016 г. дивизионом "Крупнейшие рынки" (входили российский "ВымпелКом" и итальянский WIND Tre) руководил Шелль Мортен Йонсен. С приходом и.о. генерального директора Veon Ltd. Урсулы Бернс он взял на себя обязанности еще и операционного директора с приставкой и.о. (см. новость ComNews от 28 марта 2018 г.). Вчера Veon сообщил об официальном назначении Шелля Мортена Йонсена на пост операционного директора группы.

Заметим, что в начале месяца Veon одобрил продажу гонгконгской компании CK Hutchison своей доли (50%) в итальянском операторе WIND Tre за 2,45 млрд евро (около $2,87 млрд). Закрыть сделку планируют в III-IV квартале текущего года, когда будут получены разрешения регуляторов ЕС и Италии. Выкуп WIND Tre означает уход Veon из Италии.

Дивизион "Евразия" (входил украинский "Киевстар" и операторы, работающие под брендом "Билайн" в Армении, Казахстане, Грузии, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане) в течение полугода (с февраля по июль 2018 г., см. новость ComNews от 19 февраля 2018 г.) возглавлял Петр Чернышов. Он совмещал свои обязанности с руководством "Киевстаром". Вчера Veon сообщил о том, что Петр Чернышов покинул группу. Освободившийся пост генерального директора "Киевстара" временно занял Александр Комаров, который продолжит руководить еще и "Билайном" в Казахстане.

Заметим, что в марте 2018 г. представитель Veon сообщила газете "Ведомости" о продаже таджикской ZET Mobile Limited 100% VimpelCom AG, которой принадлежит 98% компании "Таком", работающей в Таджикистане под брендом "Билайн". Таким образом, Veon продал свой бизнес в Таджикистане.

Одновременно с переходом Петра Чернышова на пост главы дивизиона "Евразия" в феврале 2018 г., руководителем дивизиона "Развивающиеся рынки" (входил пакистанский оператор Jazz, алжирский Djezzy и бангладешский Banglalink) был назначен Амир Ибрагим будучи по совместительству генеральным директором Jazz. Вчера было объявлено о том, что Амир Ибрагим остался в Veon только в качестве генерального директора оператора Jazz.

Помимо изменений в организационной структуре, группу Veon принял решение покинуть главный директор по цифровым технологиям Кристофер Шлаффер. Он руководил digital-направлением с начала 2016 г. В данный момент компания ищет ему преемника.

Также группу Veon собирается покинуть руководитель группы по корпоративным вопросам и связям с общественностью Марк Макганн. Он присоединился к новой структуре в начале 2016 г. Созданная группа занималась наблюдением за коммуникационными, корпоративными, нормативными и государственными вопросами Veon. На его позицию никого назначать не будут, а команда распределится между существующими структурами группы Veon.

По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, отказ от системы дивизионов в целом закономерен, так как Veon перешел к новой стратегии, подразумевающей увеличение эффективности и сосредоточенности на развитии существующих подразделений, особенно на развивающихся рынках. Он обращает внимание на то, что не так давно компания объявила об уходе из Италии и продала свой бизнес в Таджикистане. По его словам, эти процессы произошли как раз в целях оптимизации. "Теперь оператор сможет сконцентрировать внимание на рынках, где более высокая рентабельность, рост и требуется большая мобильность в принятии решений", - уточняет аналитик "Велес Капитал".

Как полагает Артем Михайлин, главное преимущество изменений в организационной структуре Veon заключается в упрощении структуры. По его словам, это позволяет уменьшить бюрократизацию, ускорить бизнес-процессы и принятие управленческих решений. В числе недостатков он называет то, что в портфель Veon входят разноплановые подразделения, находящиеся в разных рыночных условиях, и они могут требовать индивидуального подхода, который будет сложно обеспечить при упрощении управленческой структуры.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин полагает, что изменение структуры группы Veon связано со стремлением компании устранить лишние уровни менеджмента, о чем компания неоднократно заявляла в прошлом. "Видимо, в связи с планируемой продажей доли в Wind Tre, а также уменьшением количества рынков присутствия - в частности, не так давно был продан бизнес в Таджикистане, - сейчас такое упрощение стало осуществимым", - поделился мнением аналитик.

Вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров (ГИФА) Богдан Зварич допускает, что в случае Veon речь идет о продвижении единой стратегии развития во всех регионах и на всех рынках присутствия компании. "С одной стороны, это может позволить снизить управленческие расходы и продвигать единые стандарты качества, с другой - единая стратегия не всегда позволяет учитывать специфику того или иного рынка, что может сдержать развитие компании на данном направлении", - замечает Богдан Зварич.  

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов объясняет смену структуры управления Veon сокращением операционных издержек. "В рамках новой стратегии компания также оптимизирует число сотрудников, которое за последние три года сократилось на треть и составило около 40 тыс. человек по данным на конец 2017 г.", - говорит Валерий Безуглов. По его словам, оптимизация операционных расходов улучшит маржинальность бизнеса телекома, что важно в условиях конкуренции в секторе. 

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев считает вполне понятной и естественной цель Veon упростить связи и создать относительно компактный штаб с более четкой и понятной системой отчетности для улучшения операционной модели и оптимизации бизнес-процессов. Особенно в условиях, когда большинство сотовых операторов вынуждены сокращать свои издержки на фоне высокой конкуренции и необходимости практической реализации "пакета Яровой".

"Рано или поздно, но любые бизнес-структуры приходят к пониманию необходимости перехода от экстенсивной модели развития к интенсивной, что предполагает обязательную оптимизацию модели управления компанией и филиалами (отделениями), а также совершенствование систем внутреннего контроля, учета и отчетности. В этом свете уход от деления на дивизионы к непосредственному управлению региональными отделениями компании, находящимися в ведении единого штаба, вполне соответствует заявленным целям", - рассуждает о достоинствах изменений в организационной структуре Veon Алексей Коренев.