© ComNews
25.07.2018

Госкорпорация "Ростех" закрыла сделку по продаже своей доли (25,1%) в Yota Devices консорциуму во главе с китайской инвестиционной группой Trinity World Management (TWM). "Ростех" получит за нее ценные бумаги China Baoli (владеет 30% в Yota Devices) в размере 10% и денежные средства на сумму более 3 млрд руб.

За продажу 25,1% акций в Yota Devices госкорпорация "Ростех" получит денежные средства и 10%-ный пакет акций China Baoli. Об этом корреспонденту ComNews сообщили в Ростехе. Сумма сделки составила более 3 млрд руб. При этом госкорпорация сохранит за собой ключевые элементы технологии и возможность их использования в стратегически важных для госкорпорации направлениях.

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Вадим Меркулов считает, что цена продажи имеет около 5-10% премии (не учитывая роста в цене актива с момента создания). Это означает, что "Ростех" продал свою долю по чуть завышенной цене.

"Продажа пакета связана с выходом Yota Devices на стадию масштабирования на международных рынках и завершением миссии "Ростеха" как стратегического инвестора, поддержавшего проект на раннем этапе развития", - заявил представитель "Ростеха".

В результате сделки китайский консорциум TWM получил пакет акций в 35,1% в Yota Devices. Оставшиеся доли в Yota Devices распределились следующим образом: 34,9% остались у фонда Telconet, а 30% - у гонконгской China Baoli. Таким образом, консорциум, включающий Trinity World Management и China Baoli, получит контрольный пакет акций. Его доля в Yota Devices превысит 50%.

По сути, продажа "Ростехом" своего пакета акций в Yota Devices, но при этом приобретение доли в China Baoli, которая владеет Yota Devices, означает, что госкорпорация сохранила опосредованное участие в проекте. Аналитик "Фридом Финанса" объясняет это тем, что "Ростех" видит перспективу в смартфонах с двумя экранами. Поэтому госкорпорация по-прежнему хочет иметь долю в компании, владеющей этой технологией.

По мнению главы Content-Review Сергея Половникова, для "Ростеха" сделка по передаче своей доли в Yota Devices в обмен на долю в China Baoli - отличный выход из проекта. Как минимум, с точки зрения минимизации убытков. Как максимум, в среднесрочной перспективе этот шаг может вывести всю историю компании в финансовый плюс.

Yota Devices была создана в 2011 г. путем выделения из интернет-провайдера "Скартел" (бренд Yota). Став отдельной компанией, Yota Devices занялась разработкой своего смартфона.

Международную известность Yota Devices приобрела в 2012 г., когда представила миру российский смартфон YotaPhone. Его отличительной чертой стало наличие двух экранов, один из которых работает даже при полностью разряженном аккумуляторе.

Как писал РБК в апреле 2016 г., по заявлению компании, объем продаж первого YotaPhone составил 30 тыс. устройств по всему миру.

Как писал ТАСС в декабре 2014 г., объем первой поставки второго YotaPhone в точки продаж составил 150 тыс. устройств.

При партнерстве China Baoli и "Ростеха" было разработано и выведено на рынок третье поколение смартфонов с двумя экранами. По словам представителя "Ростеха", объем предварительных заказов только в Китае в первый месяц начала продаж составил свыше 100 тыс. экземпляров. При этом официально компания не раскрывала показатели по продажам смартфонов.

По подсчетам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с 2012 г. было продано порядка 15 тыс. YotaPhone по всему миру.

Сергей Половников уверен, что с начала истории YotaPhone продажи устройств (первой и второй модели) не превысили 100 тыс. штук. "Можно, разумеется, обратиться к тем цифрам, которые вещала сама компания - например, поверить в поставку 150 тыс. YotaPhone 2, но это, к сожалению, не так. Достоверных данных, разумеется, ни у кого нет, так как компания всегда была непрозрачной и внешний аудит не проводила", - говорит эксперт.

По данным аналитика "Фридом Финанса", YotaPhone третьего поколения было продано в количестве 20 тыс. устройств. Относительно других моделей аналитик цифры назвать затруднился, поскольку компания не публикует четких финансовых данных.

Эльдар Муртазин считает, что с продажей доли "Ростеха" в Yota Devices можно говорить о конце истории этого "русского смартфона".

Сергей Половников полагает, что история "русского смартфона" закончилась в момент, когда Yota Devices была выделена из общего бизнеса Yota. Он напоминает, что тогда "Скартел" продали "МегаФону". Однако "МегаФону" нужны были только частоты, а не производство "железа". "В это же время бенефициарам "Скартела" нужен был кэшаут, а миллиард долларов - это достойная причина, чтобы прокинуть подразделение по разработке - не производству - железа", - рассуждает эксперт.

Глава Content-Review также обращает внимание на то, что YotaPhone такой же "русский смартфон", как, например, продукция Explay, Fly и мириады других "брендов". "Все они, включая YotaPhone, ограничивались лишь выбором дизайна печатной платы и набором функций, плюс - иногда - разработкой своего дополнительного программного обеспечения, - говорит Сергей Половников. - Yota Devices никогда ничего самостоятельно не произвела, их деятельность ограничивалась разработкой софта для русификации смартфона, взаимодействия со вторым экраном - который также оказался никому не нужным. Ну и дизайн коробки, да. Все остальное - это маркетинг и реклама, на которой кто-то очень хорошо заработал".

Как считает аналитик "Фридом Финанса", с точки зрения перспектив, YotaDevice имеет призрачное будущее. По его словам, для успешной реализации проекта менеджменту China Baoli необходимо дисциплинированно отслеживать все издержки и попытаться продвигать продукт, конкурируя при этом с Xiaomi, Huawei и другими китайскими производителями. "Более того, нужно четко понимать, что YotaPhone 3 - это убыточная модель, которая вряд ли принесет денег компании. Однако данная модель может стать хорошим базисом для следующей", - отмечает Вадим Меркулов.