Владислав Новый
07.08.2018

Российский рынок карпулинга перешел к консолидации: его крупнейший игрок французская BlaBlaCar договорилась о партнерстве с Mail.ru Group. В его рамках BlaBlaCar выкупит у российского холдинга конкурирующий сервис BeepCar и получит новую площадку для продвижения. После сделки компания сможет приступить к монетизации рынка, считают эксперты.

Французская BlaBlaCar купит и интегрирует в свою систему принадлежащий Mail.ru Group сервис BeepCar, объявили вчера компании. Стороны не раскрывают финансовые условия, а также срок функционирования BeepCar после сделки. Она будет закрыта в течение месяца, уточнили в Mail.ru Grouр, а трафик с BeepCar начнет перенаправляться на BlaBlaCar с осени. Последняя же будет продвигаться на площадках Mail.ru Group "и обеспечит Mail.ru Group доход от рекламы", сообщили "Ъ" в российской компании. По словам CEO BlaBlaCar Николаса Брюссона, "приобретение BeepCar позволит компании удвоить активность в России". Mail.ru Group при этом сосредоточится на развитии инициатив в сфере e-commerce, пояснил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев.

Среди акционеров BlaBlaCar — ряд фондов, включая Vostok New Ventures и Baring Vostok. Структура капитала Mail.ru Group на конец 2017 года выглядела следующим образом: 27,6% у Naspers, 15,2% — у "МегаФона", 7,4% — у Tencent, 49,8% — у остальных акционеров, следует из годового отчета группы.

С помощью приложений карпулинга водители могут найти попутчиков, которые компенсируют им часть затрат на междугороднюю поездку. Как сообщал ранее "Ъ", власти ряда регионов уверены, что речь при этом идет и о нелегальном предпринимательстве. Из-за этого в сентябре 2017 года BlaBlaCar грозила блокировка в России по решению суда, которое компании удалось оспорить. В июле правительство РФ приступило к разработке регулирования карпулинга.

BlaBlaCar — крупнейший сервис на этом рынке в России, у компании примерно 15 млн пользователей в стране и около 65 млн по всему миру. Mail.ru Group вышла на рынок карпулинга в начале 2017 года. "Россия с ее огромными расстояниями, не всегда оптимальной логистикой и транспортной системой хорошо рассчитана именно на подобный сервис. На мой взгляд, это один из лучших способов существенно повысить эффективность рынка междугородных перевозок, которые в денежном выражении исчисляются десятками и даже сотнями миллиардов рублей",— рассказывал Борис Добродеев в интервью "Ъ" в ноябре 2017 года. На конец 2017 года в BeepCar было зарегистрировано 2 млн пользователей, а по итогам второго квартала 2018 года приложение имело более 5 млн установок в iOS и Android. В 2018 году на рынок карпулинга вышел и "Яндекс", запустив приложение "Яндекс.Попутка". Пока оно работает в Красноярске и Ростове-на-Дону, а также их окрестностях.

"К сожалению, BeepCar не удалось построить конкурента BlaBlaCar",— считает управляющий партнер ru-Net Антон Иншутин. Он напоминает, что BlaBlaCar не монетизирует свой сервис в России, в отличие от других рынков. "Соответственно, BeepCar тоже не мог монетизировать свой сервис, а денег на рекламу уходило очень много. В какой-то момент Mail.ru Group решила прекратить рекламу, и трафик сервиса сильно сократился. Смысла поддерживать его уже не было",— полагает он. По мнению господина Иншутина, консолидация BeepCar поможет BlaBlaCar запустить монетизацию в России.

Сумма сделки между BlaBlaCar и Mail.ru Group могла составлять 1,5–2 млрд руб., полагает аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов. Он считает, что поглощение вызвано тем, что BlaBlaCar опасается ужесточения конкуренции, главным образом со стороны сервиса "Яндекс.Попутка". Если на стороне "Яндекса" "сыграет потенциальное ужесточение правил перевозки пассажиров со стороны российского регулятора, который уже чуть было не заблокировал французский сервис", то российская компания может захватить лидерство в этом сегменте, считает эксперт.