Роман Рожков
05.09.2018

 "Яндекс" запускает собственную облачную платформу "Яндекс.Облако". На этом рынке, который в России оценивается в $400 млн в год, компания будет конкурировать с такими IT-гигантами, как Amazon, Microsoft и Google. "Яндекс" по силам занять на нем долю благодаря технологической экспертизе и тенденции на импортозамещение, считают эксперты.

О запуске "Яндекс.Облака" с сегодняшнего дня "Ъ" рассказали в компании. Платформа позволит компаниям из разных отраслей разрабатывать и поддерживать веб-приложения и сервисы, используя технологии и инфраструктуру "Яндекса". Это поможет компаниям, которые хотят повысить эффективность или расширить бизнес, но сталкиваются с нехваткой ресурсов, технологических инструментов или компетенций, рассчитывают разработчики: ""Облако" позволит решить эти задачи в короткие сроки и без больших вложений, сервис может стать даже альтернативой собственной IT-инфраструктуре компании".

Платформа состоит из нескольких элементов. Один из них — масштабируемая виртуальная инфраструктура, которой можно управлять с помощью графического интерфейса, командной строки или используя инструменты разработки под Python и Go. Другой — сервис управления базами данных PostgreSQL, ClickHouse и MongoDB. Кроме того, клиентам будут доступны сервисы "Яндекса" на основе машинного интеллекта: комплекс распознавания и синтеза речи SpeechKit и сервис машинного перевода. В будущем компания добавит инструменты для разработчиков, инфраструктурные и аналитические сервисы.

"Яндекс" планирует установить на услуги "Облака" более низкие тарифы по сравнению с конкурентами. Так, виртуальная машина с двухъядерным процессором и оперативной памятью 8 Гб клиенту "Облака" обойдется в 1,8 тыс. руб. в месяц, тогда как в Amazon Web Services это будет стоить 4,7 тыс. руб., в Microsoft Azure — 5,7 тыс. руб., а в Google Cloud — 4,4 тыс. руб. Например, услуга синтеза речи в "Облаке" будет стоить 180 руб. за 1 млн знаков, тогда как у конкурентов — 321 руб.

Объем инвестиций в разработку "Облака", которая длилась около полутора лет, в "Яндексе" не раскрывают. По словам руководителя сервиса Яна Лещинского, основные вложения компания делала в команду. "Яндекс" тестировал платформу с апреля 2018 года. На этом этапе им воспользовались более 50 российских и международных компаний — в их числе, например, Тинькофф-банк, X5 Retail Group, "Битрикс24", S7 TechLab. "На запуске мы работаем с резидентами РФ и компаниями, имеющими представительство в России, но скоро будем предоставлять сервис и нерезидентам, что потребует дополнительной проработки юридической стороны",— говорит господин Лещинский.

По оценке Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов в 2018 году вырастет на 21,4%, до $186,4 млрд, а по итогам 2021 года может превысить $300 млрд. Объем российского рынка облачных услуг в "Яндексе" оценивают примерно в $400 млн, ежегодно он растет на 10–20%. На сегменты IaaS/PaaS ("инфраструктура и платформа как сервис"), в которых будет работать "Облако", приходится чуть меньше половины рынка, то есть около $200 млн.

У "Облака" неплохие шансы занять заметную долю рынка, поскольку облачные услуги в России будут быстро развиваться еще минимум несколько лет, считают опрошенные "Ъ" эксперты. "Яндекс" хорошо знают разработчики, и его новое решение может проникнуть в компании за счет сарафанного радио, допускает менеджер крупной IT-компании. "Яндекс" запускает "Облако" на сформировавшемся конкурентном рынке, но у компании "огромный потенциал по сравнению с конкурентами в России", уверен директор по технологиям Yadro (входит в Национальную компьютерную корпорацию) Артем Икоев: "Собственная экспертиза позволяет "Яндексу" использовать внутренние инновационные наработки: это не только пользовательский функционал, но и совокупность технологий, формирующих себестоимость сервиса".

"Облако" может быть востребовано и благодаря тренду на импортозамещение, полагает руководитель отдела решений Google Cloud ГК Softline Александр Ивлев. "Но "Яндексу" еще предстоит заработать репутацию поставщика облачных сервисов для b2b-сегмента в плане надежности и приватности данных. Конкурентным преимуществом может стать машинное обучение, но и здесь придется конкурировать с "большой тройкой" — Amazon, Microsoft и Google, которые инвестируют огромные суммы в такие технологии",— предостерегает эксперт.