София Бокитько
© ComNews
19.09.2018

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) объявило о покупке за $12 млн 13,7% акций компании Youdo Web Technologies Limited, владеющей российским онлайн-сервисом по поиску исполнителей для решения бытовых и бизнес-задач YouDo.com. Участие МТС в капитале YouDo выводит МТС на рынок онлайн-платформ по поиску исполнителей поручений для решения различных задач.

Сделка осуществлена в рамках очередного раунда YouDo.com по привлечению финансирования, в котором МТС выступила лид-инвестором. Привлеченные средства будут направлены на расширение географии бизнеса, запуск новых категорий услуг, федеральную рекламную кампанию и дальнейшую автоматизацию сервиса.

"YouDo - быстро растущая компания на перспективном рынке виртуальных "бирж труда". Мы рассчитываем, что вхождение YouDo в экосистему партнеров МТС позволит реализовать потенциал для взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества. МТС обладает ресурсами и компетенциями, которые могут быть полезными как для географической экспансии, так и для повышения эффективности цифрового маркетинга сервиса, что поможет YouDo сохранить высокие темпы роста доходов", - отметил вице-президент МТС по стратегии и развитию Александр Горбунов.

"Партнерство с МТС - не просто финансовая сделка, а доступ к огромной аудитории и экспертизе МТС. Мы считаем, что скорость развития в партнерстве с МТС будет выше и результативнее. Вместе мы сможем предоставлять уникальные услуги населению и быстро их масштабировать географически", - заявил сооснователь YouDo.com Алексей Гидирим.

Онлайн-сервис YouDo.com работает на рынке объявлений и заявок на выполнение работ по уборке, ремонту, грузоперевозкам, курьерской доставке и другим услугам в сегментах С2С и В2В. На сервисе зарегистрировано 5 млн пользователей, из которых более 800 тыс. - верифицированные исполнители. YouDo.com работает в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге, а около 30% заказов являются виртуальными, создаются и выполняются из любой точки мира.

Представитель пресс-службы МТС уточнил в беседе с корреспондентом ComNews, что компании планируют создать совместные предложения для пользователей. В отношении перспектив рынка онлайн-платформ по поиску исполнителей поручений для решения различных задач, по мнению представителя МТС, рынок будет расти органически.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил, что АФК "Система" (материнская компания МТС) ранее уже интересовалась проектами, аналогичными YouDo. В частности, по его словам, у ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, "дочка" МТС) была попытка развивать собственный сервис бытовых услуг, но он не взлетел (см. новость ComNews от 24 июля 2018 г.).

"YouDo - один из немногих успешных проектов, который, однако, по некоторым данным, еще не вышел в прибыль. Компании необходимо развивать маркетинг, ИТ-инфраструктуру, сервис-деск. МТС могла бы помочь своими ресурсами - например, технологиями в сфере клиентской поддержки. Текущая бизнес-модель YouDo позволяет генерировать оборот в 500 млн руб. в месяц. Расширение географии бизнеса на всю страну может увеличить его в 10 раз. Я полагаю, что МТС планирует окупить свои инвестиции полностью за два-три года, когда проект раскрутится на полную мощность, но вряд ли сразу после этого выйдет из него. Чистая рентабельность будет достигать не менее 3-5% с оборота, на горизонте четырех лет, прибыль составит порядка $30 млн в год", - прогнозирует Георгий Ващенко.

Относительно стоимости сделки ($12 млн за 13% акций YouDo.com) и того, соответствует ли это рыночной стоимости, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что такая оценка соответствует весьма высоким мультипликаторам к выручке (около 8) и объясняется, во-первых, высокими темпами роста оборота компании, а во-вторых, ее уникальной позицией на рынке, где сегодня отсутствуют сопоставимые по силе бренда конкуренты, хотя возобновляет попытку работы "Яндекс". "Эксперименты операторов самостоятельно создать сервисы того же рода, в частности МГТС, по-видимому, впечатляющего успеха пока не достигли. Поэтому YouDo.com получает премию за долю рынка. К тому же в компанию в течение целого ряда лет инвестировали фонды, которые, с одной стороны, заинтересованы в высокой оценке капитализации, а с другой - являются гарантами прозрачности и управляемости компании", - рассуждает он.

По словам Леонида Делицына, операторам нужны драйверы роста выручки, поэтому им необходимы крупные рынки. "Компания YouDo.com продемонстрировала, что обороты сервиса домашних услуг могут составить несколько миллиардов рублей и показывать высокие темпы роста. Дополнительным доказательством перспектив рынка является интерес к нему со стороны крупнейшей российской ИТ-компании - ООО "Яндекс". Присутствие "Яндекса", как правило, означает надежды как на значительный оборот рынка, так и на возможность его автоматизации или "уберизации". Поэтому операторы пробуют свои силы, в общем, во многих направлениях, куда выходит "Яндекс". После того как стал популярен "Яндекс.Такси", операторы также прощупали этот рынок. Выход "Яндекса" на рынок обычно означает, что этот рынок достаточно велик и там можно извлечь доход из большой абонентской базы, что и привлекает операторов", - отмечает Леонид Делицын.

Для МТС покупка доли в YouDo.com - не первое непрофильное приобретение. Как сообщал ComNews, в начале этого года компания МТС приобрела двух российских билетных операторов на рынке культурно-развлекательных мероприятий (см. новость ComNews от 13 февраля 2018 г.). МТС купила 100% ООО "МДТЗК" (Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс, бренд Ticketland.ru) за 3,25 млрд руб. и долю в 78,2% в компании Cubichall - 100%-ном владельце ООО "Культурная служба" (бренд "Пономиналу.ру") за 495 млн руб. С покупкой компаний, которые занимают четверть билетного рынка культурно-массовых мероприятий в России, МТС ставит перед собой цель стать на нем ведущим игроком.

В январе 2018 г. оператор обзавелся киберспортивным клубом Gambit Esports, куда входит 16 игроков по четырем дисциплинам - Counter-Strike Global Offensive, League of Legends, Dota 2 и FIFA (см. новость ComNews от 16 января 2018 г.).