Ольга Мельник
© ComNews
01.10.2018

Международный саммит ТЭК, организованный SAP CIS, в третий раз прошел в Москве. Обсуждалась практика цифровой трансформации нефтегазовых и энергетических компаний, в том числе BP, E.ON, ПАО "Лукойл". Переход к облачным моделям развертывания приложений, гибкие методологии вместо "водопада", управление качеством данных и оптимизация бизнес-процессов были в центре внимания.

Генеральный директор SAP CIS Наталья Парменова сообщила, что у вендора в России более 1500 клиентов и каждый год прибавляется еще 50-70 компаний. Комментируя недавно принятое правительством РФ распоряжение о национальной программе "Цифровая экономика", она высказала мнение, что этот документ - не драйвер изменений, а скорее подтверждение серьезности намерений государства в области автоматизации, широкого применения ИТ-инструментов.

Как подчеркнула Наталья Парменова, последние два-три года интерес клиентов вендора к цифровой трансформации вырос, в том числе со стороны функциональных менеджеров. Она отметила, что несмотря на все политические встряски основной экономической силой остается бизнес. "Компании не должны переставать общаться, совместно работать, обмениваться опытом, а политики "подтянутся", - заключила Наталья Парменова.

Опыт BP в области цифровой трансформации был изложен в докладе Андреаса Скубски, главного функционального архитектора BP. Выступающий рассказал, в чем конкретно заключается цифровая трансформация, происходящая в компании, которую он представляет. Это прежде всего перенос в облако SAP всех модулей ERP-системы и другого ПО этого вендора, а множества других приложений - в Azure. "Миграция проходила практически безболезненно, стала очевидна возросшая зрелость решений", -отметил Андреас Скубски. При попытках наладить взаимодействие приложений из двух облаков проблемы уже возникали, хотя и не были фатальными.

Другая грань трансформации, подчеркнул Андреас Скубски, связана с перенесением акцента с данных на пользователя. Впервые в BP Upstream решили спросить пользователей о том, что им нужно, как им удобней работать, чего не хватает. Были пересмотрены многие рабочие процедуры, процессы, внесены соответствующие изменения в ПО. Для этого применялся пакет SAP Fiori, который Андреас Скубски назвал лучшей инновацией SAP за последние годы. Новые подходы к организации работы позволили сократить длительность некоторых процедур в разы: с трех месяцев до недели сократилось время обработки жалоб на ремонтные работы. Agile - еще одно проявление трансформации. Начинали в BP с небольших проектов, но теперь по такой методологии делаются проекты на сотни миллионов долларов, и проходят они за несколько недель.

Вице-президент по ИТ-архитектуре и оптимизации энергетической компании Uniper Стефан ван Аакен отметил, что цена трансформации очень важна, поскольку доходность энергетического бизнеса снижается. Он подробно рассказал об организационной стороне работы, поиске подходящих решений в рабочих группах, составленных из представителей ИТ-департамента и бизнес-подразделений. Рассчитывается экономическая эффективность каждого предложения, составляется единая дорожная карта, учитывается кросс-отраслевой опыт. Заметный эффект уже в течение первого года дали усилия по сокращению ручного ввода данных, уход от ручки и бумаги. Аналитические отчеты не заказываются в ИТ-отделе, а готовятся пользователями самостоятельно, для этого им предоставлены необходимые инструменты.

Agile применяют и здесь, причем Стефан ван Аакен особо отметил роль этого подхода в преодолении неуверенности, сомнений, сопровождающих любые изменения. Даже если новые подходы поддерживает главный инженер, сопротивление остальных все равно приходится преодолевать, сотрудникам требуется обучение и поддержка.

Начальник Центра службы заказчика департамента информационно-технического обеспечения ПАО "Лукойл" Александр Пружинин рассказал о стратегии цифровизации компании. Здесь были отмечен переход к Agile (пока на уровне небольших проектов), стремление к гибкости, совместный с бизнесом поиск перспективных направлений, стремление оптимизировать процессы в целом, а не фрагментарно, как делалось раньше. Предварительные оценки, по словам Александра Пружинина, говорят о возможности поднять добычу на 2-3% за счет применения новых подходов, что было бы очень заметным достижением. Затраты на ремонты, возможно, удастся снизить на 15-20% в отдельных областях. Окончательные решения о финансировании конкретных направлений будут приняты в "Лукойле" до конца текущего года.

Отдельный круглый стол был посвящен проблеме взаимодействия нефтяников и металлургов. В нем приняла участие ассоциация "Русская сталь", ФРТП, АО "ВМЗ", ПАО "Трубная металлургическая компания", ЧТПЗ. По общему мнению, до четверти труб в стране продаются по поддельным сертификатам. Развилась целая индустрия реставрации труб, около 200 предприятий заняты этим. Бывшие в употреблении трубы продаются как новые, что может быть очень опасно: эксплуатация в нефтепроводах неминуемо приводит к изменению прочностных характеристик. Крайне актуален вопрос маркировки труб так, чтобы не были нарушены их свойства, а маркировка при окислении и последующих процедурах реставрации, в том числе пескоструйной обработке, не исчезала. Специалисты "Сургутнефтегаза" уже провели серию экспериментов по иглоударной маркировке и окрашиванию труб флюоресцентной краской и уверены в том, что этот метод надежен и достаточен. Не все эксперты были с ними согласны. Если бы вопрос маркировки был решен, развертывание основанных на ней ИТ-систем не несло бы принципиальных сложностей, таким было общее мнение.

Директор по ИТ ПАО "Сургутнефтегаз" Ринат Гимранов подчеркнул, что именно сейчас необходимо выработать, возможно на государственном уровне, требования к маркировке и связанные с этим стандарты, потому что иначе каждая компания-производитель пойдет своим путем и взаимодействие будет затруднено.