© ComNews
08.10.2018

АО "Трансмашхолдинг" и блокчейн-проект Vostok к концу года запустят в опытную эксплуатацию блокчейн-систему анализа данных о состоянии локомотивных парков. При этом промышленная эксплуатация системы намечена на конец 2019 г. Она охватит весь парк, находящийся в зоне ответственности Трансмашхолдинга и компании "Локотех" (входит в Трансмашхолдинг). Система будет работать на базе технологий обработки больших массивов информации и интегрироваться с решением Smart Maintenance, предназначенным для интеллектуальной диагностики и прогноза технического состояния оборудования локомотивов. 

Трансмашхолдинг (специализируется на разработке и выпуске техники для железнодорожного и городского рельсового транспорта) подписал соглашение с разработчиком блокчейн-решения компанией Vostok. Целью сотрудничества станет создание блокчейн-системы анализа данных о состоянии локомотивных парков.

Система будет работать на базе технологий обработки больших массивов информации и интегрироваться с решением Smart Maintenance, предназначенным для интеллектуальной диагностики и прогноза технического состояния оборудования локомотивов. Решение будет внедрять компания Clover Group (разработчик решений интеллектуального анализа данных с применением технологий искусственного интеллекта и аналитики больших данных для промышленных предприятий различных отраслей).

В основе решений, внедряемых Clover Group и Vostok, лежат технологии сбора и обработки информации со сложной сенсорной сети локомотива, содержащей более двух сотен датчиков. Разработка Vostok обеспечит транспарентность собираемых сведений, их защищенность от несанкционированных изменений и возможной потери. Она поможет увеличить скорость проверки поступающих данных, сократить ресурсы на поиск и выявление аномалий и повысить качество предиктивной аналитики.

Опытная эксплуатация новой системы начнется уже в этом году, а промышленная - до конца следующего года. Промышленная эксплуатация охватит весь парк, находящийся в зоне ответственности Трансмашхолдинга и компании "Локотех".

"Качество сбора, обработки, хранения и анализа данных напрямую влияют на прогноз работы локомотива, а значит, и на эффективность всего локомотивного комплекса. Поэтому здесь очень нужны новые технологические решения", - заявил генеральный директор Трансмашхолдинга Кирилл Липа.

"Актуальная задача разработчиков цифровых технологий, выбравших для себя эту тематику, - создать базисный рабочий инструмент для реализации актуальных проектов, готовый к применению здесь и сейчас, без длительной и затратной разработки. Решения проекта Vostok предлагают именно такой инструмент", - говорит основатель и генеральный директор Vostok Александр Иванов. 

"Анализ больших данных - основа конкурентоспособности в цифровом обществе будущего. Уже сегодня все больше компаний из различных секторов экономики начинают сбор сырых данных, но не все научились извлекать из них ценность и полезную информацию для применения в бизнесе и перестройки бизнес-процессов. Очень важно, чтобы собранные данные были неизменны и доступны, обеспечивалось их распределенное хранение", - пояснил генеральный директор Clover Group Денис Касимов.

В Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) называют транспортную сферу одной из наиболее перспективных с точки зрения использования блокчейн-технологий. "Разработки в этой области могут снизить издержки и на уровне бизнеса, и на уровне госрегулирования процесса перевозок людей и товаров", - поясняют специалисты ассоциации.

Среди удачных проектов РАКИБ называет разработку компанией "РТ-Инвест транспортные системы" цифровой платформы, созданной на основе сервисов "Платона" и РЖД. С помощью этой платформы можно отслеживать перемещение груза всеми видами транспорта и получать все необходимые документы в электронном виде. "Внедрение подобных систем способно значительно сократить время доставки товаров, таможенных проверок, повысить транспортную безопасность и исключить нарушения таможенного законодательства", - говорят в РАКИБ.

Руководитель направления интеграционных решений компании ЗАО "Крок Инкорпорейтед" ("Крок") Виктор Смирнов обращает внимание на то, что в последние несколько лет все компании пытаются оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более линейными. "Для транспортных и логистических компаний это особо характерно, так как в их процессах часто присутствует большое количество участников. И здесь находит свое применение блокчейн: эта технология позволяет создать единое информационное пространство среди всех участников взаимодействия и при этом сохранить максимальную достоверность информации на всех этапах, - говорит Виктор Смирнов. - Появляются отдельные решения, которые специализируются на данном направлении - например, Boxchain. Самые частые сценарии применения - это доставка продуктов питания, где требуется на каждом этапе обеспечивать подлинность или аутентичность груза. Поэтому, помимо технологии блокчейн, применяют еще и технологии интернета вещей, чтобы контролировать все этапы доставки - от завода до конечного потребителя".

Подобные прецеденты уже есть за рубежом: в январе IBM и Maersk объявили о запуске блокчейн-платформы для отслеживания грузов. Платформа позволила перевозчикам и владельцам грузов в режиме реального времени обмениваться информацией о транзакциях, пересылать друг другу финансовые документы. По данным специалиста "Крока", у платформы уже более сотни участников.

Руководитель блокчейн-лаборатории компании "Первый БИТ" Олег Миньков называет перспективным направлением блокчейн в транспортной логистике. По его словам, у многих российских транспортных компаний наблюдается интерес к технологии блокчейн. "Она решает задачу отслеживания цепочки поставок: как товары от производителя доходят до конечного потребителя, - поясняет он. - Внедрение блокчейна в логистике позволит всем сторонам цепи поставок в реальном времени участвовать в процессе: мониторинг движения транспорта и товаров; заполнение документов в форме смарт-контрактов - снижение вероятности ошибок и мошенничества; устранение нелегальных звеньев в цепи поставок - подделка товаров, контрабанда, использование рабского труда на производствах".

В РАКИБ уверены, что рост спроса на блокчейн-технологии у крупных игроков стимулирует количество и качество предложений, которые появляются на российском рынке. "Контроль достоверности информации является ключевым преимуществом, которое учитывается при принятии решения об использовании технологий распределенного реестра. Рынок находится в стадии формирования, однако среднегодовой темп роста составляет порядка 60% в год", - подсчитали специалисты ассоциации.