© ComNews
25.10.2018

Аэротакси, прототип которого создан по заказу российского ООО "Бартини Дизайн" в центре прототипирования НИТУ "МИСиС" "Кинетика", успешно прошло несколько тестовых испытаний. Завершить разработку и представить аэротакси на рынке "Бартини" планирует к 2020 г.

Аэротакси будет работать по трем главным принципам - электрическая тяга, аэродинамика (подвижность) крыла, вертикальный взлет и посадка. Аппарат взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, и далее аппарат летит подобно самолету. Приземление происходит в обратном порядке.

"В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и "летающего крыла", и так называемого конвертоплана", - рассказывает технический директор "Бартини" Владимир Салатов.

"Бартини" - российский стартап, резидент технопарка "Сколково" и участник отраслевого инкубатора аэротакси McFly.aero. Компания, названная в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, существует с 2015 г., и ее главная цель - создание малогабаритного летающего транспорта для повседневной эксплуатации в условиях городской среды.

В рамках сотрудничества между НИТУ "МИСиС" и компанией "Бартини" инженеры центра прототипирования "Кинетика" приступили к сборке прототипа аппарата в марте 2018 г. Уже к маю конструкторские работы были завершены и начались технические испытания. В ходе неоднократных испытаний в условиях открытого пространства прототип продемонстрировал хорошую маневренность и стабильность работы систем управления.

"С нашей стороны требовалось произвести определенные детали и узлы, оснастку для композитного покрытия из углепластика, а также собрать финальный вариант прототипа будущего аэротакси в масштабах 1:2. Корпус изготовлен из полимерных материалов, оси - из стали, питание осуществляется от литиевых батарей. Вес прототипа - порядка 60 кг, а скорость - порядка 200 км/час. Аппарат управляется дистанционно. Непосредственно взлет, поддержание в воздухе и перемещение аппарата осуществляется за счет четырех "крыльев" - парных винтов, закрепленных на подвижных осях, это эффект Бартини, названный в честь авиаконструктора", - рассказывает руководитель производственного отдела "Кинетики" Павел Косятов.

Эффект Бартини - прирост тяги винтов летательного аппарата и уменьшения лобового сопротивления за счет особого парного расположения моторов, вращающихся в разные стороны. Моторы заключаются в особую металлическую окольцовку, а вся конструкция носит название "импеллер".

"Центр прототипирования высокой сложности "Кинетика" НИТУ "МИСиС" был открыт в 2017 г. Это высокотехнологичная площадка, не имеющая аналогов не только в России, но и за рубежом. Благодаря талантливым инженерам и уникальному оборудованию на сегодняшний день в университете можно реализовать полный цикл производства прототипов по заказу наших бизнес-партнеров. Разработки уникальны и предвосхищают ожидания заказчиков", - прокомментировала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.

Сотрудничество "Кинетики" НИТУ "МИСиС" и компании "Бартини" будет продолжено. В ближайших планах - пересчет аэродинамических характеристик аппарата для создания полноразмерного предсерийного образца.

Организатор сообщества технологического бизнес-инкубатора McFly.Aero, участником которого является компания "Бартини", Ник Макфлай рассказал, что в первую очередь в компании видят применение аппаратов для персонального использования, а также в системе общественного транспорта - в качестве такси и каршеринга. "Мы не отделяем рынки, все зависит от спроса и оперативности принятия решений на уровне инфраструктуры", - пояснил Ник Макфлай.

По его словам, интеллектуальные и кадровые вложения в данный проект со стороны компании превалируют и их непросто измерить. "В отношении финансовых вложений - пока что это были средства частных инвесторов", - добавил Ник Макфлай.

По его словам, перспективы рынка аэротакси очевидны, потому что, с одной стороны, есть ощутимая проблема пробок для всех, а с другой - вложения в инфраструктуру городской авиации гораздо ниже, чем в инфраструктуру для наземного или, тем более, подземного транспорта. "Для реализации проекта на начальной стадии достаточно существующего законодательства, и, конечно, в процессе масштабирования этого проекта законодательство будет необходимо дополнять. Это касается любых стран", - отметил Ник Макфлай.

Он также рассказал, что стоимость аппарата "Бартини" в первые годы производства может быть в диапазоне $160-250 тыс., а в дальнейшем, с развитием массового производства, возможно значительное снижение рыночной стоимости. При этом применение продукта Ник Макфлай видит самое широкое: "От развлекательно-туристического бизнеса, вплоть до основного массового транспорта".

"Мы полагаем, что нас ожидают три основных стадии развития аэротакси. Первая - пилотирование, когда в каждом аппарате присутствует лицензированный пилот. Хотя расходы на пилота очень велики, без этой стадии не обойтись, поскольку современное состояние регулирования воздушного пассажирского транспорта не подразумевает отсутствия пилота. Вторая стадия - диспетчеризация. Со временем, мы уверены, регуляторы допустят управление такими малыми аппаратами с наземных диспетчерских станций, с лицензированными операторами дронов в качестве "удаленных пилотов". И третья стадия -  автономия. Хотя современное состояние автоматики для пилотирования уже сейчас позволяет летательным аппаратам находиться в воздухе без участия пилота, регуляторы пока не позволяют полностью задействовать автоматику для аппаратов с пассажирами. Надеемся, однако, что бурное развитие отрасли не оставит регуляторам иного выбора, кроме как полностью разрешить беспилотное управление подобным аппаратам", - рассказал Ник Макфлай.

По его словам, при разработке данного продукта используются те же технологии, которые используются в авиации и потребительской электронике. "Композитные материалы, пилотные контроллеры, литий-ионные батареи, в будущем - водородные топливные элементы", - пояснил Ник Макфлай.

Начальник отдела магистратур ИТ-Центра МАИ Светлана Ляпина рассказала о перспективах аэротакси в России. "Надо начать с того, что в настоящее время под  аэротакси понимаются и беспилотные летательные аппараты, и малая авиация, управляемые принципиально новые средства воздушного транспорта. Аэротакси также нередко рассматриваются и как межрегиональный авиатранспорт, и бизнес-перевозки в пригородной зоне, и городское транспортное средство для преодоления пробок. И перспективы у этих разных групп в России совершенно разные", - говорит она.

По словам Светланы Ляпиной, беспилотные летательные аппараты являются слишком радикальной инновацией. "Помимо чисто технико-технологических задач (навигация, управление полетом, обеспечение безопасности и др.) и юридических вопросов (согласование маршрутов движения, допуск к перевозкам пассажиров, сертификация и др.) довольно сильным фактором выступает консерватизм потенциальных пассажиров, которые испытывают естественный страх "без опоры под ногами" и к тому же сильно сомневаются в надежности искусственного интеллекта, заменившего пилота. И если чисто гипотетически первые две группы факторов можно преодолеть, то на "воспитание" пассажира уйдет достаточно много сил, времени и здоровья. Так что подобный вид аэротакси появится как в России, так и за рубежом не очень скоро", – рассказала Светлана Ляпина.

В то же время, по мнению Светланы Ляпиной, управляемые новые и хорошо забытые старые средства воздушного транспорта – летающие мотоциклы, парапланы и другие – имеют больше шансов. "Хотя бы потому что освоение управления ими для людей, склонных к риску, может рассматриваться как новый вызов. Присутствие уверенного пилота и демонстрация безопасности полета в момент прибытия аэротакси способны сломать недоверие к данному транспортному средству. Однако надо иметь в виду, что данные транспортные средства в России будут доступны только как средства пригородного сообщения и в ограниченных зонах, поскольку получить разрешение на полет от силовых структур для них по городу может оказаться неразрешимой проблемой", – считает Светлана Ляпина. 

"Для аэротакси, по сути, остается только одна ниша, не имеющая ничего общего с инновациями, – это межрегиональная и пригородная малая бизнес-авиация. Оценивать ее перспективы не имеет смысла: она есть и развивается – как в России, так и за рубежом", – подчеркнула Светлана Ляпина.

В то же время, по ее мнению, энтузиастов не останавливают ни нормативные ограничения и запреты, ни консерватизм потенциальных пассажиров. "Изобретательская деятельность вообще, как правило, развивается вне рынка, вне официальной статистики и вне СМИ. Мечты о собственном летающем транспорте возникали еще в СССР. И примерно тогда же впервые зашла речь об аэротакси. Так что, проектов – учтенных официально и "гаражных" – много. Например, очень впечатляет прогресс в проекте создания летающего мотоцикла Hovesurf, который адаптируется под аэротакси. Его создает российская команда Александра Атаманова", - говорит она. По мнению Светланы Ляпиной, данная команда продвинулись в этой области дальше других, и создала вполне рыночные промышленные образцы. "Но перспективы на российском рынке для данного проекта весьма туманны, хотя за рубежом интерес к этому проекту достаточно высок", – заключает Светлана Ляпина.