© ComNews
06.11.2018

ПАО "Газпром нефть" представило роботизированный топливозаправочный комплекс для авиации. Робот загружает нефтепродукты в аэродромный топливозаправщик без участия человека. Персонал будет управлять им дистанционно. Помимо робота-заправщика компания работает над другими проектами с применением мехатронных систем.

"Газпром нефть" презентовала прототип роботического комплекса в аэропорту Шереметьево. "Впервые в России процесс налива авиационного топлива был реализован автоматикой с помощью робота-манипулятора без участия персонала", - уверяет пресс-служба "Газпром нефти".

Робот-манипулятор в настоящее время проходит испытания для последующего внедрения на топливозаправочных комплексах в аэропортах. Пилотный проект запущен "Газпромнефть-Аэро" и Центром цифровых инноваций "Газпром нефти" совместно с ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

Специалисты института собственными силами разработали робототехническую систему. Заместитель главного конструктора ГНЦ РФ ЦНИИ РТК по робототехнике и роботостроению Игорь Даляев рассказал корреспонденту ComNews, что специалисты центра вели работу над созданием, изготовлением, сборкой, тестированием и отладкой механизма четыре месяца. "Специалисты института также разработали алгоритмы управления, включая систему технического зрения по определению положения соединяемых объектов, изготовили демонстрационной образец, провели его пусконаладку и испытания", - добавил Игорь Даляев.

"Для представленного роботизированного комплекса наши специалисты разработали специальное стыковочное оборудование, а также уникальную систему технического зрения и надежные алгоритмы управления. Новая манипуляционная система позволит полностью автоматизировать процесс налива аэродромных топливозаправщиков, значительно сократив количество производственных операций, проводимых вручную", - рассказал Игорь Даляев.

По поводу сроков запуска робота в промышленную эксплуатацию он сообщил, что это зависит от дальнейших решений "Газпром нефти" по планам ввода в эксплуатацию подобных систем. "Доведение экспериментального образца до промышленной эксплуатации займет не менее года, так как потребуется проведение дополнительных трудоемких испытаний с получением необходимых сертификатов", - пояснил Игорь Даляев. 

Следующим шагом разработчики планируют интеграцию робототехнической системы в общую автоматизированную систему управления технологическим процессом ТЗК (топливозаправочный комплекс) "Газпромнефть-Аэро".

Создание цифрового ТЗК - часть трансформации бизнеса "Газпром нефти". Компания параллельно ведет работу над другими проектами с применением мехатронных систем. Например, "Газпром нефть" при участии Центра цифровых инноваций совместно с ведущими отечественными предприятиями ведет разработку автоматизированных комплексов, которые будут применяться в процессах отгрузки нефтепродуктов с НПЗ, а также при создании автономного транспорта для внутренней логистики и систем анализа качества продукции.

В целом внедрение роботизированных технологий - только один из этапов реализации концепции полностью автоматизированного управления технологическими процессами на современном ТЗК "Газпром нефти".

"Газпромнефть-Аэро" является технологическим лидером российской авиатопливной отрасли. Внедрение передовых систем управления, роботизированных решений и онлайн-учета движения нефтепродуктов на всех логистических этапах - от приема в резервуары ТЗК до заправки "в крыло" - позволяет нам повысить операционную эффективность бизнеса и обеспечить конкурентоспособность компании на рынке", - отметил генеральный директор "Газпромнефть-Аэро" Владимир Егоров.

"С помощью цифровых и роботизированных технологий мы можем избавить человека от работы на опасном объекте, повысив безопасность и скорость работы. Все процессы будут контролироваться с пункта дистанционного управления в режиме онлайн. Это позволит с помощью средств предиктивной аналитики устранять возможные отклонения от целевых параметров до их возникновения, что обеспечит максимальную безопасность технологического процесса отгрузки топлива", - подчеркнул руководитель Центра цифровых инноваций ПАО "Газпром нефть" Владимир Воркачев.

Говоря о подобного рода решениях, Игорь Даляев отмечает, что среди массовой роботизации технологических процессов различных сфер деятельности данное направление может быть интересным и перспективным для других нефтегазовых российских компаний. "Оценить востребованность для нефтегазовых компаний достаточно сложно, но заказы на подобные проекты в части робототехнических и мехатронных систем к нам периодически поступают не только от нефтегазовых компаний", - поделился Игорь Даляев с корреспондентом ComNews.  

Если оценивать перспективу, то Игорь Даляев уверен, что подобные системы могут сделать технологические процессы автоматизированными, избежать ошибок по причине человеческого фактора, улучшить условия труда людей, сделать процессы более управляемыми и контролируемыми. "Помимо заправки автоцистерн, может осуществляться заправка железнодорожных цистерн, а в перспективе - и самолетов. Автоматизировать можно практически любой технологический процесс, все зависит от требований заказчика", - подвел он итог.

Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин отмечает, что нефтегазовая отрасль входит в цифровую эпоху, где роботизация направлена в первую очередь на замену человека. "Роботы освобождают людей для более интересной и интеллектуальной работы. Экономический эффект возможен за счет сокращения расходов на обеспечение производственной безопасности и поддержание необходимых для людей условий труда. Для роботов, например, не настолько критичны такие показатели, как чистый воздух, температура окружающей среды и освещение. Кроме этого, освобожденный персонал можно будет задействовать на более ответственных участках", - анализирует экономическое влияние роботической системы Андрей Шуравин.

Руководитель направления департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика" (ГК "АйТеко") Тимур Курков отмечает востребованность такого оборудования не только в нефтегазовой отрасли. "Оно помогает повысить безопасность сложных технологических процессов, сократить риски, связанные с человеческим фактором. Но тем более важно, чтобы эти умные устройства качественно обслуживались, так как их сбой может иметь очень серьезные последствия, особенно на удаленных участках работы. Поэтому уже сейчас стоит задуматься о подготовке инженеров и сервисных специалистов с необходимыми компетенциями. На это нужно время. Но клиенты неминуемо будут стремиться к оптимизации обслуживания такого оборудования. Они будут стараться сохранить надежность при сокращении издержек, в том числе и путем передачи на аутсорсинг сопровождения и поддержки. Для аутсорсеров это новая и очень интересная зона роста: сначала сервисные практики наработаются у клиентов, затем начнется их тиражирование на рынке ИТ-услуг", - в этом видит экономический эффект роботизированных систем Тимур Курков.